Значимость педагогического творчества в образовании

Значимость педагогического творчества в образовании

Педагогическое творчество не является предметом какой-либо одной отрасли научных знаний. На современном этапе развития на­уки данная проблема стала междисциплинарной. Исследованием различных ее аспектов занимаются философы, социологи, экономи­сты, юристы, психологи, педагоги, науковеды, представители кибер­нетики и другие ученые. Мы ограничимся анализом лишь некоторых общих положений философского, психологического, педагогическо­го учения о творчестве и его предпосылках, знание которых потребу­ется для понимания сущности данного понятия.

В философском понимании «творчество есть активное взаимодей­ствие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправлен­но изменяет окружающий мир, создает новое социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей».

В педагогической литературе творчество трактуется как созида­ние чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Новиз­на и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества.

В.А. Кан-Калик выделяет три функции педагогической профессии: констатацию, прогнозирование, преображение. В монографиях В.Е.Алексеева и ПС. Альтшуллера названы такие показатели твор­ческой деятельности личности: оригинальность, многовариантность и комбинативность. Не отрицается при этом роль обязательных и нор­мативных элементов в организации и осуществлении учебного про­цесса.

В педагогическом творчестве чаще всего как раз присутствует субъективная новизна мыслей, позиций, отношений, оценок, чувств, возникающих в ходе учебного проектирования и воплощения в жизнь принятых решений. Что же касается основного продукта творческой педагогической деятельности – личности обучаемого, то, хотя зна­ния, умения, оценки, качества личности, приобретаемые взрослею­щим человеком, сами по себе объективно не новы, формирующая­ся личность воплощает их в уникальной, неповторимой форме. Под­линное воспитание и обучение – это всегда созидание нового, тво­рение человека через пробуждение его внутренних сущностных сил, ибо творчество, как установил психолог Я. А. Пономарев, и стано­вится механизмом продуктивного преобразования личности.

Из этих определений следует:

–   во-первых, что творчество – это созидательная деятельность человека, предполагающая целесообразное изменение объекта, на который она направлена;

–   во-вторых, что особенностью продукта творчества является его новизна и оригинальность;

–   в-третьих, что продукт творческой деятельности отличается соци­альной значимостью.

Педагогический процесс – и в проекте, и в действительном воп­лощении – детище педагога, хотя, конечно, у него есть и «соавто­ры»: составители учебников и пособий, коллеги-педагоги, методис­ты, обучаемые. Поэтому творческий подход к делу в педагогичес­кой профессии оказывается не только желательным, но и совершен­но необходимым.

В нашей опытно-экспериментальной работе апробировались сле­дующие виды развития творческой деятельности:

1)  использование интересных данных из истории научных открытий;

2)  анализ, оценка различных проблемных ситуаций, касающихся организации учебной деятельности студентов, учебных форм, ме­тодов и средств обучения, взятых из передовой практики;

3)  самостоятельное решение разнообразных педагогических задач, вооружающих студентов методами научного познания и стиму­лирующих поиск новых способов действия и достижения резуль­татов;

4)  приобщение студентов к научным исследованиям, к изучению положительного педагогического опыта;

5)  постановка конкретных задач, требующих от студентов сформу­лировать проблему, выдвинуть гипотезу, обосновать соответству­ющие выводы и обобщения;

6)  внедрение педагогических технологий обучения.
Предложенная нами система дает возможность студентам в процессе решения педагогических задач приобрести опыт творческой деятельности. В меру своих склонностей и способностей молодой специалист и после окончания вуза может углубить разработку поставленных вопросов и обогатить теорию и практику новыми оригинальными решениями и идеями.

Составляя различные варианты педагогических задач, мы при­держивались некоторых требований, лежащих в основе методики «креативного поля» Д.В. Богоявленской. Мы стремились включать проблемные задачи, имеющие практическую, профессиональную направленность, дискуссионные задачи, моделирующие типичные ситуации, взятые из реальной практики педагогов и студентов-прак­тикантов. Решение педагогических задач предполагает выдвижение различных гипотез, обоснование разных вариантов. Исследование показало, что решение подобных задач позволяет сделать их адек­ватными содержанию учебной дисциплины, т.е. соответствующими основным закономерностям, узловым и дискуссионным темам, а также методикам преподавания дисциплин. Бесспорно, использование данной системы задач создает условия для широкого развития твор­ческих способностей будущего специалиста. Для успешной работы важно научить студента смотреть на учебный процесс с позиции обу­чаемого. Эта способность необходима каждому настоящему педа­гогу, объектом изучения и воздействия которого является человек. Преподаватель должен уметь поставить себя на место обучаемых. Это важное условие превращения обучаемого в активного субъекта творческой деятельности.

Особенно важно в процессе обучения, чтобы студент мог научить­ся самостоятельно, без чужой помощи овладевать дидактическими приемами для развития творческой активности. Преподаватель дол­жен находить способы и средства для того, чтобы любая тема, лю­бой раздел предмета вызывали интерес и стимулировали творчес­кий подход студентов к педагогической деятельности.

Особенностью педагогического творчества является и то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего педагогического коллектива и каждого студента.

Один из основных партнеров педагога по творчеству – студент, который поразительно сложен, динамичен, неповторим. Действен­ное сегодня педагогическое средство завтра оказывается бесплод­ным. Новое теряет привлекательность и новизну, творческая задача воспринимается уже как стереотипное. Чем лучше поставленное обучение, тем быстрее развивается педагогическое творчество. Вот почему необходимо постоянное развитие всех элементов педагоги­ческой системы: целей, содержания, средств, методов, форм.

Еще одной отличительной чертой педагогического творчества является то, что значительная его часть осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от педагога умения управлять своим психологическим состояниям, оперативно вызывать у себя и обучаемых творческое воодушевление.

Специфичен не только предмет педагогического творчества – раз­вивающийся человек, формирующаяся личность, но и его «инстру­мент» – личность педагога-творца, а также сам процесс, пред­ставляющий взаимотворчество партнеров, и, наконец, результат -знания, умения, способности, чувства, идеалы, становящиеся дос­тоянием студента и продвигающие его как личность на новый этап развития.

Творчество – необходимое условие становления самого педаго­га, его самопознания, развития и раскрытия как личности. Творче­ство, развивая способности, формирует педагогическую талантли­вость педагога.

Педагогическое творчество проявляется как высшая характерис­тика профессионализма и включает:

–   интеллектуально-творческую инициативу;

–   интеллектуальные способности, широту и глубину знаний;

–   чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу;

–   информационный голод, чувство новизны, необычного в про­блеме, профессионализм, жажда познания.

Амирова А.С.,

к.пед.н., доцент Казахского государственного женского педагогического института, г.Алматы, Казахстан

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.