ЮНЕСКО: историческая миссия в эпоху глобализации

ЮНЕСКО: историческая миссия в эпоху глобализации

ЮНЕСКО… За 60 лет эта международная организация в изгибах и испытаниях времени успешно выполняла свою главную функцию – занималась поиском ответов на вызовы времени, она стала «мыс­лящей головой», «интеллектуальным форумом», «лабораторией идей», «мозговым штабом» и «совестью» человечества.

Такого рода эпитеты – это не только должная дань этике уваже­ния, а завоеванные позиции в тех главных сферах интеллектуально­го пространства, которые всецело стали компетенцией ЮНЕСКО: в образовании, науке, культуре и информационной технологии.

Все современные процессы цивилизационного развития как об­щемирового, так и регионально-локального масштаба, связаны с понятием «глобализация». Это понятие еще не устоялось, не обрело своей классической формы и определенности и поэтому либо демо-низируется, либо, напротив, представляется от всех бед и проблем.

Между тем, ответ на вопрос о том, что ждет человеческую циви­лизацию в XXI веке, зависит не от того, «что такое глобализация», а от того «какая это будет глобализация». Глобализация будет настолько благом для мирового сообщества, насколько сумеет аккумулировать в себе великую потребность каждого человека и всего человечества выжить, выстоять и продолжать развиваться. В «Декларации тыся­челетия» ООН указывает: «Глобализация может обрести полностью справедливый и всеобъемный характер лишь посредством широко­масштабных и устойчивых усилий по формированию общего буду­щего, основанного на нашей принадлежности к Роду человеческо­му во всем его «разнообразии». ЮНЕСКО уточняет эту историчес­кую задачу: «придать глобализации человеческое лицо». Это озна­чает, что необходимо научиться своевременно и точно давать отве­ты на все вызовы эпохи глобализации.

Сложность выполнения данной исторической миссии ЮНЕСКО определяется целым рядом особенностей современного этапа об­щемирового развития.

Во-первых, растет число глобальных проблем: если в середине XX столетия их было пять-шесть (сохранение мира, проблема обра­зования, проблема голода, проблема нищеты.), то вначале XXI века их стало почти тридцать.

Во-вторых, растет их сложность, масштабность.

В-третьих, появляются новые типы глобальных проблем (мировоз­зренческие, духовные, культурно-цивилизационные, этноконфесси-ональнь>іе…), решение которых требует иной стратегии, тактики и тех­нологии.

В-четвертых, увеличивается число нерешенных, исторически от­ложенных глобальных проблем. Накладка, Совмещение, Сочетание усиливает кризисность, нестабильность, взрывоопасность мира. Все эти и другие особенности современности дают веские основания говорить о глобальном кризисе мирового сообщества.

Исходной, актуальной во все времена была и остается проблема сохранения мира на Земле. Мир – это привычное слово, повторяе­мое как заклинание, является смыслом существования ЮНЕСКО. Но не любой мир, а мир такой, как он провозглашен в Уставе ЮНЕС­КО, т.е. «мир, установленный «в сознании людей» и базирующийся на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». То духовное влияние, которое оказывает ЮНЕСКО во всем мире, что касается развития интеллекта, морали и сознания людей, ставит ее на особое место во всей системе международных институтов, позволяет распространить ее деятельность на самые разнообразные области, где протекает процесс формирования и развития миротвор­ческой, миросозидательной, миростроительной личности.

В контексте этой миссии особое значение имеет Программа ЮНЕС­КО «На пути к культуре мира», главным методологическим и страте­гическим ориентиром которой является обеспечение перехода от культуры войны и насилия к культуре мира, толерантности, межнаци­ональному и межконфессиональному согласию, диалогу культур, народов и цивилизаций. Декларация и Программа ООН, а затем и Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей Планеты» проблему перехода от куль­туры войны к культуре мира совсем неслучайно определили как шанс выживания и дальнейшего развития человечества.

Среди множащегося числа глобальных проблем является демог­рафическая проблема. Демографический взрыв в мире начался еще в XXI веке. Его инициаторами стали народы и страны Европы. Решив многие социальные проблемы, победив ряд опасных для жизни че­ловека болезней, добившись роста качества жизни, Европа вызвала к жизни демографический бум. Но тогда существовал клапан, нара­стающее демографическое давление – эмиграция за океан. В XX веке демографическое наводнение вышло за пределы Европы. По­степенно страны неевропейской культуры обогнали по приросту на­селения Европу. А это, естественно, изменило темпы демографи­ческого развития. Так, если за XIX век число людей увеличилось на 70%, то только за первую половину XX века – численность населе­ния Планеты (хотя в рамках этого времени – произошли две миро­вые войны). Но опасный, лавинообразный характер демографичес­кий бум приобрел со II половины XX века. Человечеству понадобил­ся 121 год, чтобы вырасти с 1 до 2 миллиардов (1926 г.). Впечатляет демографическая динамика: в начале XIX века – 1 млрд., в начале XX века – 2 млрд., на третий миллиард – ушло 34 года (1960). Планки четвертого, пятого, шестого миллиарда – человечество достигло со­ответственно четырнадцать, тринадцать, двенадцать лет. По прогно­зам ООН ожидается, что к 2050 г. нас будет 12 миллиардов, а к кон­цу XXI века – 15.

Другой глобальной проблемой современности является усиление антропогенного давления на окружающую среду: как население мира растет взрывными темпами, так и рост мирового производства дол­жен быть взрывоподобным.

А эта задача не может быть решена на базе современных мето­дов хозяйствования (хотя за один день мировое хозяйство произво­дит столько, сколько раньше за год). Так, например, с 1984 г. произ­водство зерна возросло только на 1%, это в 2 раза медленнее, чем темпы роста населения (прирост населения составляет четверть мил­лиона в сутки). Другим тревожным признаком демографической ре­волюции является то, что каждое последующее сообщество имеет все более короткое время существования. Так, австралопитеки жили 2 млн. лет; австралоиды – 700 тыс. лет; неандертальцы (прогрессив­ные) – 200 тыс. лет; классические неандертальцы – 100 тыс. лет; кроманьенский тип общества – 45 тыс. лет. Для нас потомков крома-ньоцев – законы биологии также едины. Поэтому период относитель­но стабильного существования может завершиться мгновенно.

Следующая глобальная проблема человечества часто обознача­ется как проблема «Север-Юг», суть которой состоит в том, что «Се­веру» – «Золотому миллиарду» противостоит «Юг», в пять раз боль­ше, чем на «Севере». Бедность, нищета вызывает явление феноме­на «напора» народов «Юга»: арабы наседают на Францию, турки -на Германию, латиноамериканцы – на США. Масштаб современной миграции (примерно один миллиард) сопоставим с масштабами Ве­ликого переселения народов мира. Международный терроризм так­же подпитывается последствием демографического взрыва.

Среди других глобальных проблем своей сложностью выделяет­ся проблема резкого роста культурно-цивилизационного развития мира. В его основе лежит демографический бум, соответственно ему – рост числа государств (если в середине XX века – было 56 госу­дарств, в 1991 г. – 166, в начале XX века – почти 200, то во второй половине XXI века их число вырастет до 400); рост полиэтничности мира (если в начале XX века было – 1,5 тыс. наций, то к середине XXI века – их станет более 4 тысяч).

Миссия ЮНЕСКО по образованию занимает центральное место с точки зрения всех стоящих перед ней задач. Образование выступа­ет мощным и главным интеллектуальным инструментом в решении глобальных проблем человечества. По росту значимости и актуали­зации образование само превращается в глобальную проблему со­временного мира.

Философское ядро «ЮНЕСКОвской» концепции образования со­стоит из решения последовательного ряда задач.

Право на образование – важнейший элемент данной концепции. Это право должно стать реальностью в рамках XXI века. По данным ЮНЕСКО более 100 млн. детей не посещают школу, 150 млн. броса­ют ее, 900 млн. неграмотных среди взрослой части населения мира. К середине XXI века население мира удвоится и составит 12 млрд., половину из них будут составлять дети младшего возраста, нужда­ющиеся в образовании и предъявляющее на него все больший спрос. Уже само по себе это будет огромной задачей, подобной которой еще никогда не возникло в истории человечества.

Образование для всех. Международная конференция ЮНЕСКО по образованию (Дакар, 2000) приняла Программу «Образование для всех». Дакарские рамки действий включают 6 целей, реализация которых призвана обеспечить выполнение 10-летней Программы все­общей грамотности.

Методологическую и концептуальную парадигму модернизации системы высшего образования определила Парижская международ­ная конференция ЮНЕСКО (1998 г.). В последующие годы она была дополнена множеством документов и материалов стратегического характера. ЮНЕСКО в этом плане не подменяет функции нацио­нальных систем высшего образования, а лишь разрабатывает ори­ентиры, приоритеты, направления модернизационных процессов, не затрачивая их содержания, конкретной методики, компетенцию са­мостоятельности и степени ответственности.

Повышение качества образования в рамках новой парадигмы является стратегическим направлением модернизации высшей шко­лы. Понятие «качество образования» интегрирует в единую страте­гию решение комплекса проблем, направленных на повышение эф­фективности учебно-методической, исследовательской и управлен­ческой деятельности. Болонская декларация конкретизирует содер­жание задачи повышения качества образования. Она ориентирует на то, что в 2005 г. должны быть созданы национальные (а затем и вузовские) системы обеспечения качества в сфере образования. Последние должны включать в себя следующее:

  • определение степени, формы и рамок ответственности всех учас­тников образовательного процесса;
  • внутренняя оценка (аттестация), включающая и оценку со сторо­ны студентов;
  • внешняя оценка (система аккредитации, сертификации и других процедур);
  • свидетельства международного участия в оценке качества обра­зования, международного сотрудничества.

В инициировании мыслительной, интеллектуальной, нравственной и правовой деятельности мирового сообщества на поиск ответов на вызовы и угрозы, на анализ процессов и тенденций, а также опреде­ление дальнейших перспектив человечества в эпоху глобализации ЮНЕСКО видит свое главное историческое предназначение в XXI веке.

Тагиров Э.Р.,

д.и.н., профессор, ректор Института культуры мира ЮНЕСКО, президент МГА «Европа-Азия»

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.