Воспитательный потенциал естествознания в формировании экологической культуры будущих учителей начальной школы

Воспитательный потенциал естествознания в формировании экологической культуры будущих учителей начальной школы

Обновленная система высшего образования в настоящее время нацелена на проявление личностных начал специалистов, и в пер­вую очередь будущих педагогов. Современное общество раскры­вает перед людьми набор возможностей, но не дает готовых реше­ний в их реализации. Чем труднее регулировать свое отношение с миром, тем более необходима яркая личность, обладающая свобо­дой выбора, ядром которого является диалектическое мировоззре­ние. Это система обобщенных взглядов на реальный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действи­тельности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

В сло­жившихся трудных экологических условиях от каждого человека требуется особая ответственность во взаимоотношениях с природ­ным окружением, которую принято называть экологической ответ­ственностью. Осознание самоценности природы, ее объективного права на существование вне зависимости от желания или необходи­мости общества, отдельного человека – вот те ориентиры, которые служат задачам экологического образования будущих учителей, и должны быть направлены на формирование их экологического миро­воззрения. Обществом востребован экологично-личностный выпус­кник, выступающий активным субъектом педагогического процесса, способный внедрять идеи экологической культуры в школьной сре­де, с которой он непосредственно будет общаться в своей профес­сиональной дальнейшей деятельности. Экологическая личность – это личность, которая обладает экоцентрическим типом сознания, ей свойственна психологическая включенность в мир природы, базиру­ющаяся на представлении о взаимосвязанности и взаимозависимо­сти мира людей и мира природы.

Поэтому экологическая лич­ность должна быть воспитана экологически осторожной, обладать стремлением к психологическому единству с миром природы, что позволит реализоваться духовному потенциалу выпускника. Кроме того, такая личность стремиться быть экологически умеренной в по­требности общения с дикой природой и в тоже время экологически активной в ее охране. Сформировать экологическую личность вы­пускника педагогического университета – одна из главных задач современного образования. Будущие учителя на занятиях по земле­ведению, ботанике, зоологии, а затем в непосредственном общении с природой на полевой практике изучают не только отдельные объекты, но и учатся находить взаимоотношения между неживой и живой при­родой. Она является, как называл ее К.Д.Ушинский, великой воспи­тательницей. Он писал: « Побудить … живое чувство природы – зна­чит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». При изучении природы открываются широкие возмож­ности для эстетического воспитания молодежи. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию у студентов высоких моральных качеств, которые в молодежной сре­де стали теперь не популярными.

Однако, если в процессе занятий, помимо непосредственного изучения объектов природоведческих дисциплин, преподаватель умело вводит поэтику экологических дей­ствий, включает примеры защитных возможностей живого окруже­ния, сопровождая иллюстративным материалом или фрагментами из видеофильмов о жизни растений и животных, то будущие учителя вполне будут подготовлены к воспитанию эстетических чувств у млад­шеклассников. Раскрытие красоты природы возможно только при непосредственном общении с нею. Поэтому необходимо научить студентов проводить экскурсии в природу с младшеклассниками, а для усиления эстетической значимости включать в их содержание отрывки из стихотворений А.С.Пушкина, А.А.Фета, И.Бунина, С.Е­сенина, В.Солоухина, Н.Заболоцкого и др. Увидев бабочку и описав ее морфологические признаки, в качестве подтверждения можно прочитать стихотворение А. Фета:

…Одним воздушным очертанием я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганием – лишь два крыла.

Здесь на цветок я легкий опустилась и вот – дышу,

Надолго ли, без цели, без усилья, дышать хочу!

Вот – вот сейчас, сверкнув, раскину крылья и улечу.

Во время полевой практики студенты делают зарисовки объектов природы, волнующих их душу; составляют композиции из природ­ных материалов; проводят наблюдения за распусканием листьев и цветков, формированием плодов, полетами насекомых и птиц; пи­шут сочинения, сказки, стихи о неживой и живой природе, в которых выражают свою искреннюю любовь.

Через воспитание любви к родной природе прививается самое высокое нравственное качество человека – любовь к Родине. Благо­датный материал дают занятия по природоведческим дисциплинам в воспитании патриотических чувств у студентов. Семинар на тему: «Война и русская природа» позволил студентам «окунуться» в да­лекую военную пору, найти документы, описывающие роль природ­ных богатств огромной страны – СССР в Великой Победе над фа­шизмом. Представленные рефераты лишний раз доказывают, что в современную школу придут учителя, одухотворенные величием при­роды России. Однако любовь к родной природе способствует фор­мированию патриотического сознания, патриотических убеждений только при том условии, как считал В.А.Сухомлинский, когда это чувство сочетается со всей многогранной интеллектуальной и нрав­ственной жизнью человека. Являясь важнейшим источником ду­ховной жизни человека, природа оказывает огромное влияние на его мысли, чувства, переживания. Счастье человека, по И.Бунину, в полном единении с природой; оно дается тем, кто проник в ее тайны, полюбил, вобрал, впитал в себя.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Потребность в общении с природой – одна из важнейших в жизни человека, но она не должна заключаться в созерцательном восхи­щении ее красотой, в сентиментальном любовании победами над нею, а должна проявляться в активной нравственной позиции по ее сохранению. Понятие «гражданский патриотизм» невозможно сфор­мировать у студентов, только сообщая определенные сведения. Оно проявляется в процессе активной их деятельности. Отсюда главной задачей образования будущих учителей начальных классов на за­нятиях по природоведческим дисциплинам является не только пере­дача соответствующих знаний, но и воспитание высоконравствен­ной личности, способной преобразовывать природное окружение и защищать от неразумного его истребления. Будущие учителя долж­ны осознать, что как можно более раннее развитие у ребенка добро­го положительного отношения ко всему живому, сможет пробудить ощущение ценности собственной жизни, ее уникальности и причас­тности к окружающему миру. Гуманизм к природному окружению, а вместе с тем и патриотизм, любовь к ее красоте и богатству предпо­лагают формирование ответственности перед ней как непосредствен­но у студентов, так и у будущих учеников. Поэтому студентов необ­ходимо готовить к учительской профессии так, чтобы они могли с глубоким пониманием говорить о любви к природе, раскрывать суть «души» природы, уметь понять ее состояние, характер происходя­щих явлений.

Интеграционные занятия по природоведению и художественно­му чтению дают возможность студентам приобщиться к миру искус­ства. Такая постановка задач в изучении природоведческих пред­ставлений и понятий развивают культуру личных переживаний, вос­приятия, избирательность вкуса, что необходимо для воспитания нравственной жизненной позиции, экологически сообразного отно­шения к природе. Произведения В.В. Бианки – писателя, который создал подвижный, живой, яркий и многообразный мир природы, до сих пор слабо востребован не только в начальной школе, но и на занятиях со студентами. Особое значение в изучении произведений писателя играет цикл рассказов “Синичкин календарь”, который сде­лан в форме школьного дневника по природоведению, где круглый год фиксируются все приметы, природные явления, повадки, образ жизни птиц и зверей в разные сезоны года. Синичка становится пер­сонажем, который познает мир природы подобно младшему школь­нику. Поэтому на занятиях по землеведению включены задания по ведению дневника наблюдений с анализом соответствующего со­держания рассказов писателя – натуралиста.

Таким образом, одной из задач профессиональной подготовки студентов является формирование у будущих учителей сознания и чувства гражданского долга, высоконравственной экологической культуры, ясного понимания того, что сохранение окружающей сре­ды – это не только общегосударственное дело, имеющее междуна­родное значение, но и каждого члена своей Родины от взрослого до школьника. Решение этой задачи позволит выпускникам педагоги­ческого университета согласовывать свои действия с общественной моралью, нравственностью и стать носителями экологической куль­туры в современной школе.

Руднянская Е.И.,

доцент Волгоградского Государственного педагогического университета

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 204 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.