Воспитание у студентов патриотизма в контексте изучения жизни и творчества Адий Шарипова

Воспитание у студентов патриотизма в контексте изучения жизни и творчества Адий Шарипова

Патриотизм – одно из глубоких чувств и нравственных качеств. Его исторические корни уходят вглубь существования обособлен­ных отечеств, наций и народов. Вбирая в себя исторические тради­ции и жизненные ценности того или иного народа, он является могу­чим фактором стойкости как целой нации, так и отдельного человека. Патриотизм обладает активно-преобразующей силой, источником общественного прогресса, поэтому и вызывает живой неподдель­ный интерес во все времена, особенно в периоды кризисов, стагна­ции или радикальных общественных преобразований.

По словарю В.И. Даля: «Патриот – любитель отечества, ревни­тель о благе его, отчизнолюб, отечественник».

По С.И. Ожегову: «Патриот – человек, одушевленный патриотизмом».

Следовательно, патриот – гражданин, обладающий патриотичес­ким сознанием и характеризующийся патриотической деятельностью.

Теоретический анализ литературы показывает, что патриотами не рождаются, но, появившись, человек приобщается к природной и социальной среде, культуре, языку и уже не может быть безразлич­ным к тем условиям, в которых родился, жил и формировался как личность. Естественными являются привязанность к родным мес­там и уважение к своему народу.

В настоящее время понимание патриотизма приобретает новый смысл как интегративная идея. Традиционное понимание патриотиз­ма как служение стране с целью ее защиты, идеологической и воен­ной, дополняется новым пониманием – обустройства жизни как ус­ловия устойчивого развития страны, которая за счет достижений в сфере экономики, науки, образования и культуры должна занять одно из лидирующих мест в мировом сообществе. В этом понимании пат­риотизм выражается в каждодневном качественном и профессио­нальном труде, обустраивающем жизнь людей и среду обитания.

На наш взгляд, патриотизм можно определить как нравственное качество человека, выраженное в преданности своему Отечеству, уважении его истории, стремлении отстаивать его интересы и спо­собствовать его укреплению и прогрессивному развитию.

Основой, источником патриотизма является патриотическое со­знание, которое формируется как результат отражения в сознании атрибутов отечества, восприятия прогрессивных традиций прошлого через призму общественных интересов и потребностей.

Исходя из этого, мы убеждены, что воспитание у студентов пат­риотизма в процессе профессиональной подготовки возможно на лучших произведениях казахских писателей-фронтовиков Габита Мусрепова, Бауржана Момыш-улы, Касыма Аманжолова, Абдуллы Жумагалиева. Жумагали Саина, Абу Сарсенбаева, Дихана Абилева, Сырбая Мауленова, Джубана Молдагалиева, Адий Шарипова и мно­гих других, ибо их произведения основаны на личной биографии и личном боевом пути.

Несравненным испытанием на прочность подлинной дружбы и братства народов СНГ стала Великая Отечественная война. И вся сознательная жизнь известного писателя, ученого-педагога, государ­ственного и общественного деятеля Адий Шарипова одухотворена ее героическим и патриотическим духом.

Казахский юноша в первый же день войны вступил в трудный бой с фашистами под городом Белостоком. Оказавшись поневоле в тылу врага, стал одним из организаторов первых партизанских отря­дов в Мухинских лесах Белоруссии. Не без трепета души вспоми­нал писатель в своих произведениях о товарищах по оружию: рус­ских Г.Черномородина, А.Лиховцова, белорусов Л.Набебину, К.Ко-ротченко, украинцев В.Добровольского, В.Чунихина, еврея А.Вин-ницкого и др.

Непросто посчитать друзей Адия Шарипова по перу, широко из­вестных писателей, как Алекс Ла Гума, Фаиз Ахмад Фаиз, К. Федин, Б. Кербабаев, М, Турсун-Заде, С. Михалков А. Сафронов, К. Яшен, К. Алтайский, А. Брагин, Н. Анов, П. Кравчук, Н. Кузьмин, с которы­ми он поддерживал тесные контакты.

Московский писатель Н. Кузьмин искренне пишет: «Для меня Вы и Бауржан Момыш-улы на всю жизнь остались примерами настоя­щих патриотов казахского народа. Среди таких я вырос и таких каза­хов я люблю без всяких слов…». И действительно, насыщенная различными знаменательными событиями, многосторонняя жизнь и высокоидейные, правдивые произведения, открытость души А. Ша-рипова вызывают у его друзей ответные братские чувства. Об этом свидетельствуют вот эти строки из стихотворения К. Алтайского «Ав­томат и авторучка»:

Нет, ни на миг в мой

долгий век Из сердца у меня

не выпал Простой, как правда, человек По имени Адий

Шарипов.

Строки эти точно раскрывают человеческую, гражданскую, истин­но интернациональную суть характера обоих: автора и героя стиха.

Нередки случаи, когда жизнь и творчество писателя, исполненные высокой гражданственности, сливаются воедино. Адий Шарипов дея­тель горячего литературного фронта не оставался в стороне от соци­ально- политических, духовно-нравственных проблем своей отчизны.

Рядовой учитель, министр просвещения Казахской ССР, замести­тель Председателя Совета Министров республики, секретарь прав­ления Союза писателей Казахстана, директор Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова АН Казахской ССР, доктор филологи­ческих наук – таков в общих чертах жизненный путь Адия Шарипова.

«Дочь партизана» – первое крупное сочинение А. Шарипова, при­несшее ему заслуженную признательность народа. Автор, прошед­ший горнило войны, сполна выстрадавший горькое лихолетье, с пре­дельной искренностью и вдохновением сумел отразить в своей пре­исполненной беспощадной правды и сыновней боли повести самое трудное – трагическую и героическую долю воинов – партизан.

В центре повести – не отдельные люди, ее герой – народ. Монолит­ный в своей сплоченности, несгибаемый в воле к победе. С особен­ной силой ощущается в «Дочери партизана» глубина слияния судь­бы автора с судьбой партизанской Белоруссии. Повесть «Огонь в лесу», состоящая из нескольких глав, закономерно вытекающих одна из другой, – хронологическое продолжение «Дочери партизана», воплотившая в себе черты народного патриотизма.

С высоты дня сегодняшнего пересматривает писатель события тех лет. Ведь война представляет собой целый комплекс человечес­ких и общественных отношений, многие из которых так или иначе оказывают воздействие и на жизнь последующих поколений. Кому, как не автору этих произведений, знать, сколь многообразен на вой­не человек и его подвиг, и он стремится писать войну, идя к ней от насущных потребностей современной нравственности.

С эпическим размахом, пламенной достоверностью и драматиз­мом изображает А. Шарипов героизм советских людей, проявлен­ный в тылу врага, и в повести «Звезды в темнице».

В лирико-психологическом плане написана повесть «История од­ного полушубка». Автобиографическое повествование ведется в ней от первого лица, что обусловливает доверительность, искренность интонаций. В этом произведении А.Шарипов заостряет проблему лич­ного и общественного, рассказывает о трагедии советского народа как личной трагедии каждого человека в отдельности. Духовная жизнь отдельной личности предстает перед нами неотъемлемой частью того, что сделало нашу победу на войне естественной. В небольшой по­вести, полной лиризма, предстают перед читателем темы дружбы народов, гуманизма, патриотизма, интернационализма. С главной героиней повести «История одного полушубка» Евдокией Романов­ной Бондаревой автор вел долгую переписку.

Социально-гражданственный пафос произведений А. Шарипова созвучен с реальными патриотическими идеями времени. Герои пи­сателя устремлены в будущее. Истоки нравственных подвигов, со­вершенных ими, глубоко сопряжены с верной любовью к Родине, чувством патриотического и интернационального единства народов.

Надо жить активно, любить жизнь, творить и бороться ради жизни – вот что определяет натуру известного писателя, ученого-педагога, государственного и общественного деятеля А. Шарипова. Жизнь и творчество сына казахского народа Адия Шарипова пример для под­ражания, ибо его бессмертный подвиг и творческие дела будут жить вечно.

Он был патриотом своего собственного «Я» умел реализовать себя в жизни как личность, считал, что патриотизм не может быть только личным. Личность общественна и личностный патриотизм от­ражает интересы общества.

Зунымханова А.Е.,

соискатель кафедры педагогики Казахского Государственного женского педагогическогго института, г.Алматы

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 204 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.