Вопросы нравственного воспитания в отечественной педагогической традиции и современность

Вопросы нравственного воспитания в отечественной педагогической традиции и современность

Интересен тот факт, что ретроспективный анализ научно-педаго­гической литературы начала 20 века, отражавшей близкую нашему времени ситуацию в области образования, позволяет заключить, что переломные моменты истории, как ни парадоксально, предоставля­ют более широкие возможности для формирования у детей нрав­ственного сознания.

Так, рост материального благосостояния и удовлетворение по­требностей, развитие структуры образования, независимость от эко­номических бытовых нужд, расширение области свободы выбора к концу 70-х годов 20 века сделали следование нравственным этало­нам слишком доступным для молодежи, лишенным особых нрав­ственных усилий. В результате процесс формирования нравствен­ного сознания, внутренних нравственных критериев затормозился. Глубина такой трагедии свободного потребления зависит от того, с каким багажом духовных и нравственных ценностей общество по­дошло к периоду социальных перемен. В нашем случае перед си­стемой нравственного воспитания довольно неожиданно встали проблемы борьбы с бездуховностью, алкоголизмом, наркоманией, проституцией. Педагогика нравственного воспитания должна решать их незамедлительно.

Опыт работы автора в качестве учителя и преподавателя позво­ляет заключить, что большинство современных юношей и девушек так же преклоняются перед справедливостью и добротой и уважа­ют нравственные устои, как и предыдущие поколения. Более того, наметилась тенденция приоритетного формирования таких качеств, как целеустремленность, мужество, сила воли. Но сумеет ли ны­нешнее поколение обрести такие нравственные качества, как пат­риотизм, достоинство, благородство, коллективизм, зависит от мо­ральных принципов каждого, от способности принять на себя ответ­ственность за судьбы не только близких людей, но и нашего обще­ства в целом.

А это уже задачи, решаемые системой нравственного воспита­ния в целом. Вот почему перед каждым педагогом так остро вста­ет задача изучения опыта нравственного воспитания в наследии отечественных педагогов конца 19 – начала 20 века для обеспе­чения на этой основе успешного нравственного развития своих воспитанников.

Острая потребность практического решения вопросов нравствен­ного воспитания детей выдвигает на первый план задачу научного осмысления сущности и содержания этого процесса, его основных закономерностей, особенностей протекания в современных усло­виях, единства с другими видами воспитания специфического ха­рактера. Требуется новое осмысление многих вопросов школьной практики с позиций новых реалий нравственного сознания и с уче­том иной нравственной ситуации его формирования. Кризисность в теории и практике воспитания неизбежно проявляется в период любых революционных и общественных преобразований. Она обус­ловлена в том числе неполным соответствием педагогических идей резко и быстро изменяющимся требованиям общества к растущей личности. Предстоит учесть и отразить в реальном педагогическом процессе огромные изменения, произошедшие в отношении моло­дежи к стране, обществу, жизни, школе, к самим себе под влияни­ем новых политических реалий.

Не менее остро отразился на нравственном облике современной молодежи и значительный сдвиг в ценностных ориентациях. Если еще 10-15 лет назад основным критерием оценки личности был объем накопленных знаний, широта кругозора, начитанность, что застав­ляло молодых людей тянуться к овладению общечеловеческой куль­турой, то сейчас приоритетным стало “умение жить”. Основная мас­са молодежи сориентирована на материальные, практические цели. Эта ситуация немедленно породила систему весьма далеких от нравственности эталонов.

В столь сложных для формирования нравственного сознания ус­ловиях методом сохранения российского менталитета, его нравствен­но-духовной основы, по мнению многих исследователей, качествен­но отличной от образцов западной культуры, становится концентра­ция педагогических усилий на главном, базовом компоненте личнос­тных качеств учащихся. Таким компонентом, по нашему мнению, является нравственность, формирование которой в традиционном для российской ментальности русле может стать основанием для разви­тия всех остальных сторон личности. В связи с этим актуальным яв­ляется анализ взглядов на проблему нравственного воспитания та­ких видных представителей философско-педагогической мысли, как С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский, П.А.Кропоткин и др.

Заречнова Е.А., к.пед.н., доц. Пятигорский государственный лингвистический университет (г. Пятигорск)

Будущее России: перспективы и стратегии развития. В 5 томах. Том IV. – Казань: Издательство “Таглимат” Института экономики, управления и права, 2005. – 320 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.