Учитель-артист – личность толерантная

Учитель-артист – личность толерантная

В настоящее время много пишут и говорят об артистизме как особом феномене человека, который может проявляться у него в различных сферах деятельности. Под артистизмом мы понимаем высшее мастерство в чем-либо, филигранность в работе, изобрета­тельность, одним словом, умение находить отклик в сердцах и ду­шах людей, позитивно влиять на них, помогая им преодолевать труд­ности различного плана.

Мы знаем, как важен, не прост и сложен труд учителя (препода­вателя), от личностных качеств которого зависит отношение уча­щихся к его предмету и к самому лично.

Учитель-артист должен обладать галоэффектом, то есть способ­ностью вызывать к себе позитивные чувства своим отношением к учащимся, быть в их глазах привлекательным и человечным. Но мы хотим привести совсем противоположный пример.

Буквально в сентябре этого года мы стали свидетелем одного конфликта: студент 3 курса пришел к преподавателю на экзамен, чтобы ликвидировать задолженность за летнюю сессию. Он снова затруднялся ответить на отдельные вопросы, чем вызвал возмуще­ние и гнев экзаменатора. Преподаватель запустил в нерадивого студента тетрадью с его конспектами, зачетной книжкой и каранда­шом. Потрясенный таким отношением к себе, студент пришел к декану факультета, все рассказал и сокрушенно спросил: “Что мне теперь делать?” На что руководитель факультета ответил: “Надо пойти к преподавателю и извиниться перед ним за то, что ты выну­дил его так себя вести…”.

Конечно, в этом случае налицо открытый конфликт, который для студента стал настоящей драмой, принесшей ему душевную трав­му, моральный и физический ущерб.

Мы не можем сказать, рассматривая приведенный случай, что этот педагог артистичен, хотя, может быть, он прекрасно методи­чески владеет своим предметом, привлекателен внешне, но, к глу­бокому сожалению, лишен очень важных свойств собственной лич­ности – предчувствия и толерантности. А поэтому от него вряд ли дождешься хоть какой-то педагогической поддержки.

Приведенный выше пример показывает, как опасен “традицион­ный подход в обучении”, которому присущи безличная деловитость в отношениях между учителем и учеником, когда преподавание яв­ляется простым процессом передачи информации, а учение – про­стым сбором этой информации. Сегодня педагога должна заботить не только б?льшая эффективность обучения, но и б?льшая гуман­ность. Учителю в общении следует быть в большей степени фасили-татором, человеком, облегчающим личностное взаимодействие уче­ников, содействующим процессу их психологического развития.

Преподаватель должен создать условия для личностного роста своих воспитанников и себя самого, а также владеть навыками “аф­фективного”, эмоционально-ориентированного обучения. Он не толь­ко должен хорошо преподавать предмет, но и уметь работать с эмо­циональными проявлениями (своими и своих учеников) как с осо­бым содержанием. Это “умение работать” еще в древности пони­малось как терпимость (терпеливость). На сегодняшнем языке, язы­ке третьего тысячелетия, данное понятие звучит как “толерантность”. Оно достаточно широко трактуется, дабы не подойти к нему одно­сторонне или узко. Не поэтому ли оно стало широко использовать­ся учеными в различных сочетаниях: толерантное общество, толе­рантная педагогика, качества толерантности, толерантное государ­ство, толерантное сознание и т.д.?

На наш взгляд, когда мы размышляем о творческой артистичес­кой личности учителя (преподавателя), точнее, о структуре его про­фессиональных качеств, то приходим к мысли о том, что одним из компонентов в такой личности может быть толерантность, то есть терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнени­ям, идеям, выносливость, отсутствие резких реакций, несмотря на наличие раздражителей, которые провоцируются у педагога обсто­ятельствами или поведением учащихся. Со своей стороны, учи­тель тоже может провоцировать своим поведением у учащихся от­рицательное психологическое состояние, вызывая изменения в их воображении и эмоциональность.

Учителю-артисту важно продемонстрировать такое собственное психическое состояние, которое характеризовалось бы, несмотря на наличие раздражителей, спокойствием, рассудительностью, го­товностью использовать случившееся как жизненный урок для сво­их учеников. Это необходимо еще и для того, чтобы после урока, где учитель требователен и справедлив, у учащихся отсутствовали бы тяжелые переживания и отрицательные реакции, которые всегда мешают продуктивно учиться и чувствовать себя комфортно.

Именно учителю-артисту под силу подавить личные интересы и на первый план поставить терпеливые отношения к воспитанникам, не создавая у них тревожности.

Однако, как утверждают ученые, толерантность может быть выра­жена не только в своем спокойном состоянии, но и в известном напря­жении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций или, наоборот, в бравировании с подчеркнутым равнодушием, кото­рым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние.

Практика показывает, что толерантность можно воспитывать как у учителя, так и у его учеников, которые постоянно учатся у него, подражают ему, заражаются от него энергией, испытывая одновре­менно воздействия внушения.

Коммуникативная техника, воздействуя на эмоции учащихся, выступает действенным средством их воспитания.

К техникам педагогической фалиситации относятся эмпатия, ува­жение, искренность и конкретность коммуникации.

Эмпатия представляет собой понимание чувств учащихся, со­переживание им, а не просто официальное выслушивание. Приме­ром тому может быть случай из практики. Семиклассника, просто силой, привела учительница английского языка в учительскую, где он продолжал “бунтовать”. Его пришлось успокаивать. А когда спро­сили, что же случилось? – Он сказал: “Я хотел поговорить с ней как с человеком, а она со мной стала говорить как учительница”.

Этот случай нам о многом говорит. Оказывается, в сознании де­тей понятия “учитель” и “человек” существуют раздельно. Наша задача воспитать у учащихся понимание, что учитель – это, преж­де всего, Человек, а его терпимость – активная жизненная позиция.

Иванихин В.В., к.пед.н., проф. Шадринский государственный педагогический институт (г. Шадринск)

Будущее России: перспективы и стратегии развития. В 5 томах. Том IV. – Казань: Издательство “Таглимат” Института экономики, управления и права, 2005. – 320 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.