Учебные материалы по РКИ для аспирантов музыкального вуза в условиях двуязычной образовательной среды

Учебные материалы по РКИ для аспирантов музыкального вуза в условиях двуязычной образовательной среды

В учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» обу­чаются различные категории иностранных учащихся: студенты, студенты магистратуры и аспиранты. Аспирантура — наиболее важный и ответственный участок работы для пре­подавателя РКИ, поскольку обучаемые должны проводить научно-исследовательскую работу, писать и защищать диссертацию на иностранном языке. Знание русского язы­ка — условие овладения и другими дисциплинами, такими, как «Философия и методо­логия науки», «Основы информационных технологий» и др. Кандидатская диссертация выполняется аспирантами на определенную тему, она должна содержать решение одной из актуальных научных проблем и соответствовать задачам современной науки и практики. Поэтому обучаемым нужно не только сдать экзамен по русскому языку, но и научиться создавать научные тексты, составлять библиографию диссертации, вести научный диалог и т.д. Одним из условий выполнения этих задач является профессио­нально ориентирован-ное обучение, которое реализуется в учебно-профессиональной и социально-культурной сферах. Основа для работы в учебно-профессиональной сфе­ре — музыкальные лексические единицы, тексты, в которых они функционируют, а также топос музыкальных и музыкально-поэтических произведений; база для работы в социально-культурной сфере – концепт «музыка» и соответствующий образ, имею­щие художественное и эмоционально-экспрессивное наполнение и функционирующие как в различных дискурсах, так и на их пересечении. При этом учитываются также национально-культурные особенности страны изучаемого языка (Российской Федера­ции) и страны проживания и обучения (Республики Беларусь), т.е. профессиональная ориентация соотносится с национально-культурной направленностью, что является осо­бенностью двуязычной образовательной среды.

В учебно-профессиональной сфере иностранным аспирантам предлагается изуче­ние общенаучной, профессиональной и общественно-политической лексики с опорой на конструкции из текстов по специальности, а также комплексная работа над текстами следующей тематики: «Жизнь и творчество великих русских композиторов (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков и др.)», «Жизнь и деятельность известных му­зыкантов (С.В. Рахманинов, С.Т. Рихтер и др.), «Жизнь и творчество выдающихся бело­русских композиторов (Н.И. Аладов, Е.А. Глебов и др.)». Есть темы, опирающиеся на взаимосвязь литературы и музыки: «Белорусские поэты и музыка (М.А. Богданович и др.)», «Белорусские писатели и музыка (В.С. Короткевич и др.)». Работа над дву­мя последними темами должна сочетаться с чтением и лингвистическим анализом стихот­ворений М.А. Богдановича, прозаических и поэтических произведений В.С. Короткевича на русском языке. Кроме того, очерк В.С. Короткевича «Земля под белыми крыльями» (в переводе на русский язык) может использоваться в об-щественно-политической сфере при изучении темы «Республика Беларусь».

Тематика текстов социально-культурной сферы ориентирована на пе-ресечение кон­цептуального содержания литературы, музыки и культуры: «Опера П.И. Чайковского “Ев­гений Онегин” и художественный мир А.С. Пушкина», «Поэтическое слово и музыка (поэ­зия А.А. Фета, А.А. Григорьева, К.Д. Бальмонта, А.А. Блока и др.)», «”Симфонии” А. Белого как литературное произведение, созданное по законам музыки», «Музыка в жизни И.С. Тургенева. Связь литературы и музыки в романах И.С. Тургенева “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”», «Петербург в жизни и творчестве русских мастеров художественного слова (Петербург А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, О.Э. Ман­дельштама, А.А. Ахматовой и др.)». Изучение данных текстов должно сопрово­ждаться чтением и лингвистическим анализом поэтических и прозаических произведений: отрывков из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», стихотворений А.А. Фета, А.А. Григорьева, К.Д. Бальмонта, А.А. Блока, отрывков из сочинений И.С. Тургенева, А. Бе­лого и др. Везде нужна реализация идейной, философской, интонационной, ритмической и т. д. связи с музыкой.

Кроме перечисленных, на занятиях могут использоваться и другие художественные тексты, например, «Корзина с еловыми шишками» К.Г. Паустовского и др., стихотворения белорусских поэтов Я. Купалы, Я. Коласа и др. (на русском языке) на музыкальные темы.

В качестве основы для составления учебных материалов можно реко-мендовать книги и статьи, связанные с русской культурой; а также работы, ориентированные на белорусскую культурную парадигму. В книге Н.В. Кулибиной «Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст при изучении русского языка как иностранного» педагог найдет полезные советы для работы с ма­териалом, репрезентирующим любую культуру.

Лексический материал берется преподавателем из словарей музыкальных терминов, учебной и научной литературы, соответствующей специализации и теме диссертации ино­странного аспиранта. Необходимо привлекать и сведения из истории русской и белорус­ской музыкальной культуры. Ведется работа над различными тематическими группами музыкальной лексики (названиями музыкальных инструментов, певческих голосов и их регистров, музыкальных жанров и т.д.), над текстами по теории и истории музыкального искусства, над музыкальными и другими лексическими единицами в переносном значе­нии и т.д. Уместны задания на семантизацию лексических единиц, подбор синонимов и антонимов, разделение слов на тематические группы, образование однокоренных слов, составление словосочетаний и предложений и т.д.

Концепт «музыка» объективируется также в названиях национальных музыкальных инструментов (белорусских — дудка, жалейка, дуда, цимбалы, скрипка, колесная лира и др.; русских — гусли, тальянка, ливенка и др.), в ярко выраженной песенности (у бело­русских поэтов очень много произведений со словом песня (в различных грамматических формах) в названиях), в экспликации концепта «тоска» в русских музыкально-поэтических произведениях и т.д. Поэтому очень важна работа над образом музыки в художественных текстах.

Рассмотрим стихи глубоко национальных поэтов А.А. Блока и М.А. Богдановича. Их объединяет концептуальное содержание произведений, сходные «возможные миры» в них.

У А.А. Блока многие музыкальные лексические единицы употребляются в сильной позиции текста – названиях или первых строках стихотворений («Песня Офелии» («Разлу­чаясь с девой милой…»), «Песня Офелии» («Он вчера нашептал мне много…»), «Скрипка стонет под горой», «Пляски осенние», «Девушка пела в церковном хоре», «О жизни, догоревшей в хоре.», «Пе­сенка», «Песня Фаины», «Пляски смерти» и др.), раздела («Девушка пела в церковном хоре»), цикла («Арфы и скрипки»). У М.А. Богдановича также встречаются такие названия: «Романс» («Зорька Венеру зажгла над землею…»), «Грустно мне — в душе кручина тихо запевает…», «Певцу», «Мои песни», «Из песен белорусского мужика», «Тихие мои все песни, темные, как уголь черный.», «Романс» («Не найти мне покоя ни темною ночью, ни днем.»), «Песня про князя Изяслава Полоцкого», «Эмигрантская песня», «Ой, греми, греми, труба, утром рано.» и др.

В поэтическом мире А.А. Блока песни – принадлежность женского образа («Ветер принес издалёка // Звучные песни твои» и др.), стихи («Из этих песен создал я зданье, // А другие песни — спою когда-нибудь» и др.) и др.

Названия музыкальных инструментов поэт использует для выражения своего душев­ного состояния («Скрипки стон неутомимый // Напевает мне: “Живи…” // Образ девуш­ки любимой — // Повесть ласковой любви» и др.), для обозначения предмета, связывающего его с любимой («Лишь к Твоей золотой свирели // В черный день устами прильну»и др.). Пляска в его поэтическом мире — признак появления женского образа («И снежинки по склонам оврага // Заметут, заровняют края, // Там, где им запо­ведала влага, // Там, где пляска, где воля твоя»  и др.) и др. Имеются у него и предикативные словосочетания, включающие музыкальные лексические единицы как в прямом («А озеру — красавице — ей нужно, // Чтоб я, никем не видимый, запел // Высокий гимн о том, как ясны зори, // Как стройны сосны, как вольна душа» и др.), так и в переносном значении («А здесь — какая-то свирель // Поет надрывно, жалко, тонко.» и др.). Звучание музыкальных инструментов является фоном определенных действий («И сейчас же в ответ что-то грянули струны, // Исступленно запели смычки.»), служит формой коммуникации поэта и запредельных миров («Один я стою и внимаю, // Тому, что мне скрипки поют») и др.

В поэтическом мире М.А. Богдановича музыкальные лексические единицы исполь­зуются для передачи состояния природы («За стеною пурга запевает, // Колокольцами в поле звенит», «Бьет ветер в бубны кровель, бьет, // Гремит по ним, звенит, поет.» и др.). В процессе подобного описания создаются образы мифических существ: «Пляшет, скачет. Снег срывается, летит – // Словно кто пустил его из рукава… // А Подвей несется, вертится, гудит, // Запевает, удалая голова!» и др. Реализация образа природы может приобретать у поэта социальные мотивы: «На могиле одиноко // Калина растет. // Ее ветер обвевает, // Метелица гнет. // И над бедною могилой // Поет да гудит // Про того, кто в чистом поле // Схороненный, спит»  и др. Поэт употребляет музыкальную лексику в прямом значении («О любви своей несчастной // Кто-то запевает» и др.), а также создает интересные образы («Заварить бы горячего чая, // Разо­греть побыстрей самовар. // Запоет он и тонко, и тихо, // Снизу красным блеснет угольком, // И рассеется темное лихо // Над ожившим моим уголком» и др.).

Педагогу следует представить поэтические миры А.А. Блока и М.А. Богдановича пре­жде всего как музыкальные миры, т.е. показать особенности и национальное своеобразие образа музыки. Необходимо подробно описать этот образ, объективировать роль музы­кальных лексических единиц в его создании, назвать и дать прослушать музыкальные произведения, написанные на стихи этих поэтов. Музыкальные произведения на стихи М . А. Богдановича на белорусском языке обязательно должны быть объяснены студен­там и представлены в русском переводе. Белорусизмы, устаревшие слова и т.д. нужно семантизировать. Можно провести сравнительный анализ поэтических миров А.А. Блока и М . А. Богдановича, образов музыки, песни, певца, различных музыкальных инструментов в них и т.д. Аспирантам пред-лагается написание сочинения или эссе на тему: «Образ музыки в поэзии А.А. Блока и М.А. Богдановича», «Образы музыкальных произведений на стихи А.А. Блока и М.А. Богдановича» и др. Уместен комплексный анализ стихотворений исследуемых поэтов, ставших песнями или романсами. Такая работа будет способство­вать увеличению словарного запаса иностранных аспирантов, закреплению музыкальной терминологии; формированию их способности нестандартно мыслить, пользоваться раз­нообразными конструкциями; развитию их эстетического вкуса и творческих способностей.

Таким образом, обучение русскому языку как иностранному аспирантов музыкально­го вуза в условиях двуязычной образовательной среды должно быть профессионально ориентированным и имеющим национально-культурную направленность, причем жела­тельно наличие взаимосвязи между данными векторами учебного процесса, что являет­ся одним из условий глубокого овладения теоретическими знаниями по специальности и успешной научно-исследовательской работы. Дискурс высшего учебного заведения в XXI веке основывается на учебных материалах, составленных с учетом общечеловече­ских ценностей; национально-культурных особенностей той страны, язык которой изучают студенты, и той страны, в которой они живут и учатся; междисциплинарного подхода и т.д. Цель использования этих материалов – формирование компетентного специалиста будущего, имеющего значительный интеллектуальный потенциал, способного понимать вариа-бельность любой области общественной жизни, умеющего самостоятельно мыс­лить, принимать правильные решения и претворять их в жизнь.

Е.В. Михайлова

«Функционирование русского языка в двуязычном образовательном пространстве». — СПб: Златоуст, 2010. — 242 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.