Техника отмывки – важнейшая составляющая академических приемов изображения

Техника отмывки – важнейшая составляющая академических приемов изображения

Линия, тон, цвет – основные графические средства изобразительного мас­терства и профессиональных приемов работы во многих видах труда. Для каж­дого из этих изобразительных средств характерна особая техника исполнения, адаптированная к тому или иному виду художественной деятельности. Так, на­пример, цветная графика в творчестве архитектора и дизайнера не является жи­вописным средством, а представляет собой способ передачи цвета архитектур­ной формы либо выступает как один из приемов изображения окружающей среды. В «чистых» видах художественного творчества она тоже имеет опреде­ленную меру условности и отражает мир и мировоззренческие установки ху­дожника в весьма специфической форме, отличной от сугубо живописного средства.

Линейная графика считается самым распространенным способом изобра­жения объемной формы. Главным средством ее выразительности является кон­траст между поверхностью бумаги и линией, с его помощью формируется изо­бражение. Язык линейной графики скуп и лаконичен, но мастера, владеющие им, могут воспроизвести не только точную копию с оригинала или правильно передать сочиненную форму, но и виртуозно ее изобразить, создать впечатле­ние материальности изображения. Однако восприятие линейного чертежа и правильное его прочтение, доступное профессионалу, неискушенному в графи­ческом искусстве человеку весьма затруднительно. Поэтому для представи­тельских функций, когда появляется необходимость в доступном виде предъя­вить изображение объекта, применяется тональная графика, с помощью кото­рой возможны убедительная имитация сложной светотеневой пластики объема и выявление воздушной перспективы. Такая техника позволяет также передать качества природной и искусственной формы, которые невозможно передать линией: массу, величину, текстуру, фактуру. Тон позволяет реалистично изо­бразить окружающую среду, воспроизвести режимы освещения – утреннего, дневного, вечернего, ночного, искусственного, при необходимости смоделиро­вать определенные состояния природы.

Техника тональной графики возникла с появлением китайской туши и аква­рельных красок. В Европе она получила распространение с 18 века и прочно за­крепилась в профессиональной деятельности художников и архитекторов. Су­щественно повлияли на процесс внедрения тональной графики в архитектурное творчество европейские Академии архитектуры и искусств, которые к началу 18 века стали мощными центрами консолидации культуры, науки и искусства. Архитектурная графика становится предметом изучения, формируется ее ака­демическая форма, предполагающая виртуозное владение графическим мастер­ством. Со временем развитие графики в русле архитектурного творчества при­вело к появлению специфического явления в изобразительном искусстве – ар­хитектурной фантазии. Новый жанр получил статус самостоятельности. Искус­ство владения графикой для многих мастеров архитектуры становится самоце­лью и наиболее значимым способом самоутверждения и подтверждения высо­кого профессионального статуса. Работы архитекторов прошлых столетий по­полнили культурный слой профессии образцами, которые до сих пор являются примером высочайшей графической грамотности и культуры. На них учатся, им подражают. Наиболее распространенным видом академической тональной графики становится техника тушевой отмывки – лессировка. Она позволяет формировать изображение с помощью кисти, туши или акварели. В зависимо­сти от используемого красочного материала отмывка может быть полихромная, формирующая многоцветное изображение, и монохромная, представляющая архитектурную или декоративную форму в черно-белой манере исполнения. Особую роль отмывка приобретает в процессе обучения, поскольку ее относи­тельная условность и тяготение к формам рисунка позволяют более целена­правленно формировать «объемное» видение, а также способы и приемы изо­бражения архитектурных форм.

Современная архитектурная школа сохраняет и культивирует традицион­ные способы формирования изобразительной культуры с помощью изучения классических основ графической деятельности. Несмотря на активное внедре­ние в студенческое творчество современных компьютерных технологий, «руч­ные» академические формы были и остаются незаменимыми применительно к процессу становления и формирования основ профессионального мышления и моделирования.

Графическое моделирование – активнейший инструмент в руках опытного преподавателя, с помощью которого можно целенаправленно выстраивать и от­слеживать линию профессионализации неофита. Осваивая методы изображе­ния, выступая на первых этапах обучения в качестве ученика – копииста, сту­дент курсов становится изобретателем формы и пространства. И основа этого изобретательства – графическая культура, формируемая в процессе овладения академическими приемами изображения. Многие известные старые мастера считали, а современные психологи и педагоги подтвердили своими исследова­ниями необходимость копирования в качестве важнейшей составляющей обу­чения и познания мира, и в том числе становления профессионализма. Неслу­чайно во всех Академиях искусств и архитектуры копирование приобрело ста­тус специальной дисциплины и стало неотъемлемым элементом академическо­го образования.

В соответствии с современными программами обучения в технике тональ­ной графики выполняется курсовая работа первого года обучения. Одна из важнейших задач этой работы – достижение реалистичности и достоверности в изображении объемной архитектурной формы на основе использования техни­ки отмывки.

Основное рабочее понятие тональной архитектурной графики – это «тон». Как универсальное понятие он выражает степень соотношения темного и свет­лого, контрастного и нюансного. Относительно к объемной форме тон может являться также и свойством физической поверхности, выражая ту или иную степень ее освещенности, за счет чего она визуально воспринимаема. Тон также демонстрирует меру насыщенности материала – темноту или светлоту изобра­жаемой поверхности.

Понятие тона неотделимо от понятия поверхности – внешней оболочки формы. Тон выявляет темноту и светлоту и поверхности изображения, и по­верхности предмета. Как и линия, он демонстрирует разные свойства формы, но в отличие от линейного контраста формирует контраст поверхностный. Гра­фическая техника с использованием тона носит название «тональной графики». С ее помощью изображаются светотеневые отношения, моделирующие форму предмета, а также разнообразные физические характеристики самой формы и ее поверхности.

Светотеневые отношения – это соотношения освещенных и затемненных участков поверхности архитектурного объекта, которые создают пластику и объемность за счет игры света и тени. Основное свойство тона – ахроматич-ность, т.е. отсутствие ярко выраженных цветовых отношений. Цветовые отно­шения могут воспроизводиться тоном, но они, как правило, нюансны и выра­жают не реальные цветовые характеристики формы, а условные ее признаки. Так для обозначения холодного или теплого тона в черно-белом изображении применяется легкая нюансировка соответствующим цветом, который не выби­вался бы из общей монохромной изобразительной манеры. Обозначаются по­добные цветовые отношения таким распространенным в профессиональном ра­бочем обиходе понятием, как «цветовой тон» или «цветовая подсветка». Тон в большей мере, чем линия, может выявлять разнообразие свойств и состояний 38 формы. Он более достоверно выражает световую насыщенность: солнечное, рассеянное освещение или освещение ночное. Более реально тон выявляет ма­териал поверхности – камень, стекло, металл, дерево и др. В равной степени он эффективно моделирует пластику формы – рельеф, барельеф, горельеф, в том числе особенности окружающей среды. Он позволяет также воспроизвести та­кие тонкие эмоциональные состояния восприятия объекта, как любование, ин­дифферентность, патетику, камерность.

Существуют разные способы пластической проработки формы в режиме тональной графики: техника тушевки (лессировка) и техника акварельной по­краски. Оба способа основаны на приеме работы по мокрой поверхности, из­вестного под общим название «отмывка». Второе распространенное его назва­ние – «слеза». В прямом и переносном смыслах это соответствует действитель­ности. «Над вымыслом слезами обольюсь», – сказал гениальный Пушкин, и это его поэтическое обобщение точнее всего отражает характер и содержание тех­ники тушевой отмывки. Отмывка сложна и требует колоссального вложения сил, терпения и времени. Изображение рождается в мучительном преодолении собственного технического неумения, в больших затратах труда и напряжения, буквально – «со слезами на глазах».

Слезой также называют красящий раствор, которым формируют изображе­ние на бумаге. Раствор должен быть чист, незамутнен и прозрачен, потому и назван слезой. Для получения тона нужной насыщенности и необходимого ка­чества работы слезой приходится прокрывать поверхность множество раз – от трех до десяти, иногда и более. Сама техника работы кистью – это техника, ко­гда кисть «работает» в режиме постоянного «слезоточения».

В арсенале прочих понятий, связанных с рассматриваемой техникой, явля­ется понятие «источник освещения», которое подразумевает тот или иной ре­жим освещения формы. Источники освещения могут быть естественными (солнце, луна) и искусственными (факел, лампа, свечи, неон). Каждый из них в качестве первоисточника излучает свет в прозрачной среде, который, падая на окружающие предметы (поверхности), превращает их в источники отраженного света – своеобразные световые экраны. Световые экраны становятся вторичны­ми источниками света, распространяя отраженный свет на близлежащие пред­меты. Таким образом, передаваясь по цепочке, свет основного источника вы­полняет великую миссию – создает форму и делает мир видимым. Совокуп­ность тел и поверхностей, излучающих прямой и отраженный свет, составляют световую среду, которая и формирует конкретную среду существования той или иной формы.

На гладкой, ровной поверхности свет «разливается» по ее полю, концен­трируется, накапливая силу и яркость, и отражается равномерно в одном на­правлении. На неровной и шероховатой поверхности его собственная поверх­ностная равномерность нарушается, «рвется», свет теряет силу, отражаясь в разных направлениях. Такой свет называется диффузным или рассеянным. Как правило, в природе практически отсутствуют «идеальные» световые режимы, и чаще всего имеют место более сложные, комбинированные формы освещенности, учитывающие и прямой солнечный свет, и рассеянный свет неба, и свет отраженный (свет от поверхности земли, воды и соседних предметов).

Прямой свет – свет, излучаемый первоисточником. Он самый яркий. Имен­но он образует контрастную светотень. С прямым светом в большей мере свя­заны такие понятия, как «падающая» и «собственная» тень. Падающая тень яв­ляется активной тенью, она в определенном смысле агрессивна, ее действие экспансивно по отношению к форме. Падающая тень образуется от предмета (поверхности), ставшего преградой для попадания прямых лучей света на дру­гой предмет. Прямой солнечный свет формирует «блик» – самое светлое место поверхности. Собственная тень образуется на неосвещенных участках. Она ме­нее яркая, но при этом мягкая и женственная, без резко очерченных границ. С понятием «собственная тень» связано понятие «рефлекс». Рефлекс – это явле­ние высветления участка собственной тени за счет отраженного света.

Собственная тень может образовываться и при рассеянном освещении, формируя полутона, которые мягко выявляют пластику и объем. При рассеян­ном свете также отсутствуют резкие границы падающих теней и ощутимые рефлексы. Воздух как наиболее прозрачная среда видоизменяет проходящий свет, поскольку обладает свойством поглощать, рассеивать и отражать его. Чем толще слой воздуха, тем сильнее ослабевает проходящий через него поток от­раженного света. Поэтому светлые поверхности по мере удаления кажутся бо­лее темными, а темные предметы с удалением светлеют, так как усиливается поток рассеянного света. То есть с удалением от зрителя контраст светотени уменьшается. Способностью высветлить тени разных планов обладает только освещенный солнечным светом воздух. Явление смягчения светотени по мере удаления от зрителя называется воздушной перспективой. Чередование светлых и темных планов создает ощущение глубины пространства. Этот прием называ­ется светотеневой перспективой. То есть одна и та же поверхность оказывается освещенной по-разному в зависимости от того, на каком расстоянии от источ­ника света она находится.

Авторы: Веслополова Г.Н.
Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.