Сущность процесса обучения

Сущность процесса обучения

Обучение возникло в человеческом обществе на ранних стадиях его развития. Хотя обучение отдельным навыкам вряд ли можно счи­тать прерогативой человека, т. к. животные тоже обучают своё по­томство: птицы учат своих птенцов летать, касатки обучают своих детёнышей, выбрасываясь на берег ловить пингвинов и т.д.

Ребёнок, конечно же, сам может научиться тому, что делает взрос­лый, подражая, копируя его трудовые действия, операции по изго­товлению и применению орудий труда, заимствовать формы поведе­ния, запоминать словесные термины и их значения.

Обучение – есть целенаправленный процесс, обеспечивающий подрастающему поколению возможность усвоения отдельных сто­рон опыта человечества. Смысл обучения в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни в данном обществе.

Чтобы современный учитель стал носителем духовности, культу­ры и творчества, необходимо сместить усилия к антропологическо­му знанию, направленному на самообучение, самовоспитание, са­моразвитие личности.

Без всякого сомнения, метод КСО (коллективного способа обуче­ния) при обучении астрономии, в котором ученики рассказывают темы друг другу, помогает направить усилия учеников на творческое са­моразвитие ученика.

Массовый характер обучения входит в противоречие с тем, что каждая личность имеет свой темп обучения, свой уровень познава­тельных и других способностей.

На этапе осмысления учебного материала и на этапе его экспе­риментального и теоретического обобщения, а также при практичес­ком применении всегда имеются широкие возможности для актива­ции и интенсификации учебно-творческой деятельности учащихся.

Чтобы превзойти актуальный (доступный) уровень своего разви­тия, продвинуться в своём развитии, чтобы овладеть хотя бы малым элементом знаний на пределе своих способностей, ученик должен мобилизироваться, напрячь свои силы и способности, что позволяет надеяться на получение развивающего эффекта в обучении и вос­питании.

Метод КСО побуждает к развитию творческих способностей уче­ников, т.к. они, рассказывая друг другу материал, будут стремиться делать это более понятным для собеседника способом, поэтому раз­вивается и творческое мышление учеников, а не только накаплива­ется количество теоретических знаний, получаемых учениками.

Для ведения уроков данным методом разработано учебное посо­бие, разбитое на темы, как того требует метод КСО. Использование этого метода также позволяет учителю вводить необходимую меру контроля знаний учеников. Если при групповом методе обучения оце­нивание происходит на этапе актуализации знаний, то в методе КСО оценивание можно производить при пояснении учеником «своей» темы другому ученику, притом, что за урок ученик проходит 4 темы.

В отдельные периоды истории акцентировалось внимание то на процессе обучения, то на воспитании, то на развитии. В настоящее время большое внимание уделяется социализации личности, а так­же его саморазвитию и самовоспитанию.

По мнению В.С.Библера, надо понять, что «передача современ­ных знаний и развитие культуры мышления, нравственной культу­ры – это совсем иные задачи. Не готовыми знаниями, умениями, навыками, но культурой их формирования и изменения, трансфор­мации, преобразования – вот чем должен обладать выпускник на­шей школы».

Гуманизация образования предполагает дифференциацию и ин­дивидуализацию на основе активизации творческого саморазвития личности обучаемого. Гуманизация образования ориентирует как на то, чтобы мы дали учащемуся право быть тем, кто он есть, право на высказывание своих мыслей, право на самостоятельную орга­низацию своей жизни. Метод КСО обучает учеников излагать свои мысли.

«Гуманистическое воспитание личности предполагает формиро­вание способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является сама личность». Ещё родоначальник классической фило­софии Иммануил Кант утверждал, что человек может быть охаракте­ризован как субъект автономного поведения и собственного самосо­вершенствования. Метод КСО побуждает к самосовершенствованию, т.к. пояснения, даваемые учеником, оцениваются не только учите­лем, а ведут к пониманию явлений и целого мира другим учеником.

Одной из главных задач педагогики является обучение и воспи­тание личности, а также развитие и саморазвитие личности как че­ловека культуры. На определённых уровнях своего развития вос­питание ученика переходит в самовоспитание, обучение в само­обучение и образование в процесс самообразования. По своей сути, процесс приобретения человеком своей «самости» и является мо­ментом становления и перехода индивидуума в личность. Именно после этого «фазового» перехода можно говорить о человеке как о самоорганизующейся, саморазвивающейся системе в более ши­рокой системе социальных отношений. Социальная среда опреде­ляет установки, поведение и действия человека не случайно, а че­рез нормы, выработанные самой личностью на основе своего пози­тивного опыта, соотнесённого со всем историческим опытом чело­вечества, т.е. культурой.

Переход человека из организуемого в самоорганизующуюся лич­ность носит нелинейный характер и наступает на определённом эта­пе воздействия общественных институтов воспитания на него.

В педагогических системах взаимоотношения учителя и учени­ка носят нелинейный характер. Учитель, как бы ничего не получая, т.е. генерируя информацию, для учащихся выступает подобно ка­тализатору. Под генерацией информации понимается не только пе­редача количества знаний, но также включаются и индивидуаль­ные информационные качества учителя, например, стиль препода­вания. Учитель помогает ученику выйти на уровень собственной самоорганизации.

Личность, как активно действующий субъект с нормальным рас­пределением потенциальных способностей, может актуально реали­зоваться в зависимости от требований той социальной системы, в которой она развивается. Личность, специализируясь на чём-либо, обязательно должна выходить и выходит на мировоззренческий уро­вень понимания себя. Она стремится расширить своё понимание в этом мире с тем, чтобы продуктивнее реализовать свои творческие возможности.

Учитель должен выработать, с учётом достижений педагогики, психологии, предметной методики, собственную концепцию и соб­ственную технологию обучения и воспитания. Если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую инфор­мацию, чтобы решать те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации, то ему легче будет повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобре­сти любые необходимые дополнительные знания, – а ведь именно это нужно в жизни. Необходимо, чтобы метод обучения позволял выработать умение обучаться самостоятельно.

Современный и будущий работодатель заинтересован в таком работнике, который:

–   умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);

–   обладает критическим и творческим мышлением;

–   владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком

понимании гуманитарных знаний.

Гуманистическая педагогика развивает принципы взаимопонима­ния, необходимые для развития личности, которые достигаются толь­ко в результате общения. Метод КСО способствует обучению учени­ков между собой, следовательно, придерживается именно гуманис­тического направления в педагогике. Также развивается принцип самосовершенствования, в котором внешняя оценка весьма суще­ственна для человека, его самопознания, что достигается в резуль­тате прямых или скрытых контактов.

В условиях новой методики обучения учитель приобретает иную роль и функции в учебном процессе, он выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельно­сти учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его про­фессиональные умения должны быть направлены не просто на конт­роль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельнос­ти, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устра­нить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокой степени мастерства.

Гайнутдинов Х.Ш.,

учитель астрономии и информатики лицея №35,

г.Нижнекамск.

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.