Сказка как средство приобщения дошкольников и младших школьников к гуманистическим культурным традициям

Сказка как средство приобщения дошкольников и младших школьников к гуманистическим культурным традициям

Гуманизм являет собой систему отношений человека к другим людям, к природе, животным, миру в целом, к самому себе и прояв­ляется в совокупности таких идей и качеств личности, как красота, истина, любовь, доброта, честность, честь, порядочность, свобода, равенство, справедливость, милосердие и др.

Проблема гуманизации образования поднималась многими вели­кими педагогами в разные периоды (Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинс-кий, Януш Корчак, Ш. Амонашвили, К.Д. Ушинский и другие). Извес­тный педагог П.П. Блонский писал о «школе человечности».

Главной целью гуманистической педагогики является самоактуа­лизация личности, слияние эмоциональных и познавательных аспек­тов обучения, помощь в осознании особенностей собственной лич­ности и гуманного отношения к миру, в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами истины, добра и красоты, выра­ботка нравственно-эстетической гражданской позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию.

Можно многому научить ребенка, но не развить у него чувства доброты, человечности, красоты. Поэтому перестройка образования должна включать гуманизацию содержания образования. Гуманиза­ция содержания образования предполагает также отказ от единооб­разия, шаблона, уравниловки.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса требует соблюде­ния определённых условий: взаимосвязь обучения и воспитания; взаимодействие педагога и воспитанника на основе взаимопонима­ния, творческое содействие единомышленников, нешаблонность вос­питания. Учебно-воспитательная работа школы должна быть ориен­тирована на построение целостной системы гуманитарного образо­вания, связывающей урочное и внеурочное время учащихся. Такие известные классификации методов (словесные, наглядные, практи­ческие, репродуктивные, поисковые, творческие, методы формиро­вания сознания, отношения, поведения, убеждения, приучения, сти­мулирования) не содержат в себе гуманности или антигуманности. Все зависит от характера их применения, от позиции педагога, от подхода к ученику и атмосферы педагогического взаимодействия. «Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, что­бы принять ребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, кото­рой он уже живет, и включить в содержание своих общений с ним его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать ее соучастником» (Амонашвили Ш.А.)

Все это формирует в методе то, что в настоящее время получило название гуманно-личностного подхода. Центральным положением гуманно-личностного подхода является новый взгляд на личность ребенка.

Передача гуманитарной культуры подрастающим поколениям может осуществляться по трем каналам: через сознание, эмоцио­нальное восприятие и через деятельность учащихся и организацию практики их поведения. Как показывает опыт, апелляция преимуще­ственно к сознанию, теоретическое, вербальное обучение гумани­тарным нормам и ценностям не дают желаемого педагогического эффекта. Говоря о гармоничном развитии личности, Л.С.Выготский в качестве важнейшего условия называл единство формирования ин­теллектуальной и эмоциональной сфер психики ребенка. Вот почему сегодня проблему передачи подрастающим поколениям гуманитар­ных ценностей нельзя решать без эстетического воспитания, без приобщения к гуманистическим культурным традициям.

Одним из сензитивных средств приобщения дошкольника и млад­шего школьника к гуманистическим культурным традициям являет­ся сказка. Исключительная роль сказки определяется в формирова­нии представлений о нравственных идеалах, о добре и зле, вопло­щённых в образах положительных и отрицательных героев. Победа добра над злом создаёт для ребёнка положительный жизненный фон, формирует оптимистичное восприятие мира. Сказка знакомит ребён­ка со сложной и противоречивой жизнью, раскрывает существенные явления и закономерности действительности, обогащает социальный опыт, воспитывает гуманное отношение к природе, к человеку, эсте­тическое отношение к труду и творчеству. Гуманистическая эффек­тивность сказки определяется тем, что она воздействует на чувства ребёнка, эмоционально окрашивая назидательное содержание. Сказ­ки помогают разобраться в живущих в каждой развивающейся лич­ности ребёнка противоречиях и добродетельных способах их разре­шения. Сказка – это школа воображения, удивительный тренажёр фантазии, психологический театр живых образов, взаимодействую­щих в пространстве свободного творчества. Важнейшая особенность восприятия сказочного героя и сюжета заключается в механизмах самоидентификации ребёнка, в чём и проявляется мудрость гума­низма и нравственной зрелости. Сказка – это особая традиция ду­ховного воспитания, приобщения ребёнка к жизни людей, к гумани­стическим культурным традициям, к миру истории.

На основании психолого-педагогического анализа сказки выде­лен ряд принципиальных её функций как средств коррекции: позна­ние и освоение нравственного опыта, зафиксированного в форме ху­дожественного повествования – основное средство в дошкольном возрасте; средство социализации; развивающие функции: вообра­жения, коллективного бессознательного, нравственно-эстетического переживания, стратегий и способов деятельности в различных ситу­ациях, моделирования будущего.

Анализ структуры процесса педагогической коррекции нравствен­ных представлений и сказок как средства реализации поставленных целей позволили выбрать типы сказок, наиболее приемлемые для использования в школе, и выработать схематическую модель кор­рекции нравственных представлений младших школьников средства­ми сказки. В основе модели содержится поэтапность коррекционно-го процесса:

I  этап – Обогащение нравственнно-этического опыта и формиро­вание нравственных чувств. Используется художественная сказка -настоящая сказка (эстетическое воздействие на ребёнка, обогаще­ние эмоционально-чувственного опыта: зло подлежит уничтожению). Формы и методы работы. Чтение и анализ сказок: обсуждение лич­ных качеств героев. Рисунок (рисование, раскрашивание). Аналити­ческая беседа. Составление словесного портрета.

II этап – Осмысление нравственно-этического опыта. Использует­ся дидактическая сказка (одушевляя абстрактные символы и созда­вая образы сказочного мира, раскрывает смысл и важность определенных знаний: зло подлежит перевоспитанию). Формы и ме­тоды работы. Игра-путешествие. Развивающие и словесные игры. Задания с аргументированным ответом. Защита своего мнения. Ри­сунки с чертами характера. Рассказы-случаи из жизни. Игра «Хоро­шо-плохо».

III этап – Проектирование нравственно-этических поступков и дей­ствий. Используется собственно-сочинённая сказка (сочинённая на основе художественной или дидактической для «замещения» неэф­фективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяс­нение смысла происходящего). Формы и методы работы. Сочине­ние новой сказки. Театрализованные игры по сказке. Драматические постановки сказок. Проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сце­нок из жизни). Проигрывание этюдов с неопределенным концом (как бы ты поступил в этой ситуации?).

«Развитие творческих способностей и адаптивных навыков, со­вершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, обучение, диагностика и коррекция – это лишь некоторые возможно­сти работы со сказкой в процессе приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к гуманистическим культурным тра­дициям» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева).

Таким образом, итогом гуманистического учебно-воспитательно­го процесса становится формирование такого сочетания качеств лич­ности, которое позволяет ему наименее болезненным образом войти в мир современных отношений.

Садыкова Э.М.,

ст. преподаватель Казанского госпедуниверситета

Шамсутдинова Н.Н.,

ст. преподаватель Казанского госпедуниверситета

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 204 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.