Семья как экстралингвистический фактор формирования, развития и становления ЯЛ молодежи

Семья как экстралингвистический фактор формирования, развития и становления ЯЛ молодежи

На примере полинациональной Кабардино-Балкарской Республики

Как известно, в лингвистике последних десятилетий большое внимание уделяется антропоцентризму, что обусловлено признанием ведущей роли человека во всех обла­стях жизнедеятельности, объяснением мироздания как динамической системы событий и явлений, разворачивающихся вокруг человека. Поэтому характерным направлением современного этапа развития языкознания является скрупулезная разработка проблемы человеческого фактора в языковой и речевой деятельности, исследование и описание языкового и речевого портретов разных возрастных категорий в условиях полиэтническо­го, полилингвального пространства на фоне глобализации, интеграции и демократизации современного общества.

В российской лингвистике намечены некоторые аспекты изучения языковой лично­сти: когнитивный, коммуникативно-деятельностный, культурный и культурологический, лингводидактический, прагматический и т.д., что подчеркивает актуальность исследова­ния данной проблемы.

Вслед за Карасиком В.И. мы понимаем под языковой личностью «обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельных ценностей, знаний, устано­вок и поведенческих реакций».

Человек рассматривается как «тройственная реальность» (М. Мосс) — единство трех основных начал (биологического, психологического и социокультурного). Целостное фор­мирование личности, ее развитие и бытие связывается как с внешними (социальной сре­дой, национальной культурой), так и с внутренними особенностями (природными задатками и внутренним психологическим «Я»).

Предметом нашего интереса является языковая личность современной молодежи полинациональной Кабардино-Балкарской Республики, которая находится в процессе становления и испытывает при этом влияние как собственно лингвистических, так и экс­тралингвистических факторов. Изучение степени воздействия последнего и является це­лью настоящей статьи.

Исследование намеченной проблемы базируется на анкетировании, которое было проведено в 2009 году среди 491 разновозрастного и разнополового представителя моло­ дого поколения КБР. Молодежь в большей степени, чем остальные социальные группы, испытывает на себе влияние всех социальных, экономических, общественных преобразо­ваний, что получает отражение в её мировоззрении, проявляющемся посредством языка и речи.

Составление анкеты проводилось с учетом таких экстралингвистических факторов, как паспортные данные: возраст, пол, место рождения, место проживания, националь­ность, образование, социальный статус; и детерминанты воздействия внешнего мира: общество (школа, работа, улица), другой народ, круг частого общения, семья, воспитание (консервативность, демократичность), национальные традиции, культура (художествен­ная литература, музыка, живопись, архитектура, театр), СМИ (журналы, газеты, телеви­дение), Интернет, религия.

Каждый из перечисленных нами факторов оказывает важное влияние на процессы формирования, развития и становления языковой личности. Однако объем статьи не по­зволяет рассматривать все экстралингвистические особенности. Поэтому остановимся на одном из самых значимых, на наш взгляд, факторов становления языковой личности – се­мье и воспитании (внутрисемейном).

Как известно, Кабардино-Балкарская Республика отличается полинациональностью. В нашем анкетировании приняли участие: 266 человек (54, 96%) — представители кабар­динской национальности, 148 человек (30, 58%) — представители балкарской националь­ности, 47 человек (9, 71%) — представители русской национальности и 23 человека (4, 75%) — представители другой национальности.

Влияние семейного окружения в Кабардино-Балкарской Республике, отличающейся своеобразным менталитетом, в основе которого лежат традиционные каноны воспитания, базирующиеся на адыгском и балкарском этикетах (адыгэ хабзэ, тау адет), ощутимо ска­зывается на развитии индивидуума, накладывая определенный отпечаток на его мировос­приятие. Бесспорно, родители играют ключевую роль в обусловливании формирования и развития личности ребенка: служат примером для подражания и посредством собствен­ных поступков оказывают влияние на детей, сохраняющееся на протяжении дальнейшей их жизни.

Так, исследование экстралингвистического фактора семья включает в себя такие критерии, как родные (родители, старшие в семье: бабушка и дедушка) и воспитание. Вну­три критерия родные-родители можно выделить следующие показатели: национальность; возраст; образование; социальный статус.

Проведенный анализ показателя национальность родителей свидетельствует о том, что в Кабардино-Балкарии преобладают мононациональные семьи и у представителей первой возрастной группы (14-17 лет) — 39, 9 % (оба кабардинцы), 37, 87% (оба балкар­цы), 10, 10% (оба русские), 5, 5% (оба другой национальности); и у представителей второй возрастной группы (18-22 года) — 62, 93% (оба кабардинцы), 9, 79% (оба балкарцы), 10, 48% (оба русские), 8, 39% (оба другой национальности); и у представителей третьей воз­растной группы (23-30 лет) — 54 % (оба кабардинцы), 31, 33% (оба балкарцы), 3, 33% (оба русские), 4% (оба другой национальности). Однако во всех возрастных группах наблюда­ются, хотя в меньшей степени, смешанные браки (См. Табл. 1).


Причем можно заметить, что если в городской местности наблюдаются как монона­циональные (51, 12% — оба кабардинцы, 11, 2% — оба балкарцы, 17, 48% — оба русские, 10, 76% — оба другой национальности), так и смешанные браки (См. Табл. 2), то в сель­ской местности встречаются в основном мононациональные браки — 50 % (оба кабардин­цы), 49, 12 % (оба балкарцы) и только 0, 88 % смешанных браков.

Таблица 2

 

ответы

город

01. мать — кабардинка, отец — балкарец

4(1, 26%)

02. мать — балкарка, отец — кабардинец

4(1, 26%)

03. мать — русская, отец — кабардинец

7(3, 13%)

04. мать — русская, отец — балкарец

3(0, 94%)

05. мать — кабардинка, отец — русский

3(0, 94%)

Экстралингвистический показатель возраст родителей свидетельствует о том, что в Кабардино-Балкарской Республике не распространены ни ранние — только 4, 44% опро­шенных представителей третьей возрастной группы (23-30 лет) указали на возраст своих родителей — до 40 лет; ни поздние браки — 5, 55% опрошенных первой возрастной груп­пы (14-17 лет) выбрали вариант ответа: от 50 и больше лет. Остальные ответы реципиен­тов сигнализируют о среднем возрасте вступления в брак: от 40 до 50 лет (14-17 лет: 76, 26%; 18-22 года: 72, 02%); от 50 и больше (23-30 лет: 70, 66%).

Показатель образование родителей сигнализирует о том, что большинство роди­телей не имеют высшего образования: 35, 85% (14-17 лет); 32% (23-30 лет) и 31, 46% (18-22 года). Второй по частоте ответ реципиентов первой и третьей возрастных групп предполагает, что один из родителей имеет высшее техническое (негуманитарное) об­разование – 24, 66% (23-30 лет); 20, 70% (14-17 лет). У 22, 37% представителей второй возрастной группы (18-22 года) оба родителя имеют высшее гуманитарное образование.

Показательным, на наш взгляд, является зависимость образования от места житель­ства. Так, 25, 56% городских жителей отмечает, что оба родителя имеют высшее гумани­тарное образование, в то время как 44, 84% сельских жителей указывает, что оба родите­ля не имеют высшего образования (См. Табл. 3).

Таблица 3

 

ответы

город село
01. оба родителя имеют высшее гуманитарное образование

57

(25, 56%)

19 (8, 52%)
02. один из родителей имеет высшее гуманитарное об­разование 32 (14, 34%)

41

(18, 38%)

03. оба родителя имеют высшее техническое (негуманитарное) образование

37

(16, 59%)

17 (7, 62%)
04. один из родителей имеет высшее техническое (негума­нитарное) образование 49 (21, 97%) 46 (20, 62%)
05. оба родителя не имеют высшего образования 48 (21, 52%) 100 (44, 84%)

Внутри критерия воспитание можно выделить следующие показатели: степень уча­стия в воспитании родителей и старших: бабушки и дедушки; мировоззрение и убеждения родителей, отношение к национальным культурным ценностям, что проявляется в их об­разе жизни и особенностях используемых методов воспитания.

Исследование второго критерия экстралингвистического фактора семья свидетель­ствует о том, что во всех возрастных группах воспитанием в семье занимаются родители: 71, 32% (18-22 года); 68, 66% (23-30 лет); 60, 10% (14-17 лет). Только 37, 87% (14-17 лет); 29, 33% (23 – 30 лет); 27, 27% (18-22 года) опрошенных отмечают совместное участие в воспитании старших (бабушки и дедушки) и родителей. Между тем, согласно адыгскому и балкарскому этикетам, если в семье есть старшие, то им принадлежит доминирующая роль во всех сферах жизнедеятельности: уважение, почтительное отношение к старше­му — отличительная черта культуры народов Северного Кавказа.

Однако нельзя забывать и об изменениях, происходящих в обществе, о влиянии со­временности, «моды» на традиции, которые меньше всего сказываются на отдаленных от города селах: у представителей сельской местности в большей мере, чем у представите­лей городской местности, реализуется степень участия старших в воспитании — 39, 46% опрошенных (См. Табл. 4)

Таблица 4

 

ответы

город село

01. бабушка и (или) дедушка

3(1, 34%) 6(2, 69%)

02. родители (папа и (или) мама)

165 (73, 99%) 132 (59, 19%)

03. старшие и родители вместе

52 (23, 31%) 88 (39, 46%)

Результаты исследования свидетельствуют о том, что семейное воспитание носит демократичный характер: 43, 65% (м.п.), 57, 43% (ж.п.). Существует стереотип: воспиты­вать мальчиков намного сложнее и ответственнее, нежели девочек, в связи с чем необ­ходим больший контроль первых. Это распространяется и на интересующий нас экстра­лингвистический фактор, то есть воспитание. Так, 45, 86% опрошенных мужского пола отмечают традиционно строгое воспитание в семье.

В селах КБР отмечается большая степень реализации традиционно строгого воспи­тания (по сравнению с городом): 40, 86% опрошенных; и меньшей степенью самовоспита­ния: 6, 23% реципиентов (См. Табл. 5).

Таблица 5

ответы

город село

01. традиционно строгое

83 (36, 56%) 105 (40, 86%)

02. демократичное

117 (51, 54%) 136 (52, 92%)

03. преобладает самовоспитание

27 (11, 89%) 16 (6, 23%)

Характеристика экстралингвистического показателя отношение родителей к своим на­циональным традициям дает возможность утверждать, что в семьях всех возрастных групп свои национальные традиции чаще соблюдаются, чем нет: 67, 83% (2 возрастная группа); 58, 58% (1 возрастная группа); 54, 66% (третья возрастная группа). Второй по частоте ответ — традиции свято почитаются и соблюдаются. Из этого можно сделать вывод, что в семьях Кабардино-Балкарской Республики чтят и соблюдают свои национальные традиции.

Интерес представляет, на наш взгляд, соотношение ответов представителей город­ской и сельской местностей: при относительном соответствии (наиболее частотный ответ в обеих группах — чаще соблюдаются, чем нет: 63, 67% (город) и 54, 26% (село), имеются и некоторые существенные различия: у представителей сельской местности не встречает­ся ответ, содержащий несоблюдение традиций, в то время как 12, 10% городских жителей чаще не следуют традициям, а 2, 69% — вовсе и не соблюдают их.

Так как Кабардино-Балкария — полиязычная, поликультурная республика, очевид­ным, безусловно, является сосуществование культур, традиций, правил. Поэтому при ис­следовании экстралингвистического критерия воспитание нельзя оставлять без внимания такой показатель, как отношение родителей (семьи) к культурным традициям контакти­рующего (- их) народа (- ов), что непосредственно отразится на процессе формирования, развития и становления языковой личности ребенка, для которого родители – яркий при­мер подражания.

Представители всех национальностей проявляют выборочный интерес к культурным традициям контактирующих народов: то есть что-то приемлемо для них, что-то нет: 74, 47% (русск.), 73, 91% (др. нац.), 69,92% (каб.), 69, 59% (балк.). Повышенный интерес к культуре другого народа больше проявляют представители балкарской национально­сти — 20, 27% и представители других национальностей — 21, 74%.

Проведенное исследование такого экстралингвистического фактора, как семья, под­тверждает мысль о том, что семейное воспитание — «планомерное и целенаправлен­ное воздействие родителей на сознание и поведение ребенка с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Бесспорно, развитие и становление языковой личности идет всю жизнь, но очень многое закладыва­ется, формируется именно в детстве. И решающую роль в этот период жизни для пред­ставителей молодого поколения играют именно родные (родители и старшие в семье).

С.К. Башиева, З.Р. Дохова

«Функционирование русского языка в двуязычном образовательном пространстве». — СПб: Златоуст, 2010. — 242 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.