Тренинг на освоение начал инструментальной архитектурной графики

Тренинг на освоение начал инструментальной архитектурной графики

Обучение графическому мастерству на всех этапах истории архитектурного образования являлось важнейшей приоритетной задачей. И это справедливо, поскольку графика до сих пор остается основным профессиональным языком архитектора и средством проектирования. Менялись и совершенствовались ин­струменты и технологии формирования изображений, но неизменной остава­лась графическая составляющая основ профессионализма. По этой причине первый год обучения архитектуре в рамках основного профессионального предмета архитектурного проектирования направлен на формирование графи­ческой культуры.

Обучение первого года ориентировано на изучение выдающихся памятни­ков архитектуры и формирование навыков их изображения с помощью линей­ной графики и ортогональных чертежей, а также так называемой техники от­мывки, которая позволяет создавать иллюзию пластики и объема архитектур­ной формы. В первом семестре начального курса обучения в рамках линейной графики выполняются две работы: «Изучение памятника архитектуры и выпол­нение его в чертеже» и «Архитектурные ордера». Для их выполнения требуется достаточно высокий уровень графической культуры, предполагающий хорошее владение инструментальными навыками. Без предварительной художественно-графической подготовки выполнить эту работу невозможно. Поэтому для адап­тации бывших школьников, недостаточно владеющих навыками чертежной изобразительной деятельности, к требованиям вузовского архитектурного обра­зования всегда требовалась дополнительная подготовка. В нынешней ситуации, когда основы черчения в средней школе практически исчезли из школьных программ, необходимость в графической пропедевтике существенно возраста­ет. Поэтому первые две недели обучения отведены для вводного чертежно-графического тренинга, позволяющего «поставить» руку начинающему студен­ту и познакомить его с инструментальными графическими методами работы. Для этого предлагается система вводных графических упражнений, позволяю­щих сформировать необходимые навыки работы с чертежным инструментом и приобщить студента к основам графической деятельности. Пропедевтический тренинг – первичное предварительное обучение техническим основам графиче­ской изобразительной деятельности. Основные его задачи:

  • освоение работы с чертежными инструментами;
  • освоение приемов карандашной графики;
  • освоение приемов работы с тушью;
  • развитие моторных навыков;
  • формирование графической культуры.

Тренинг рассчитан на последовательное выполнение упражнений, которые выполняются на подрамнике 55х75 см, обтянутом бумагой (рисунок).

Упражнение № 1. Приемы и техника исполнения простейших графических композиций из прямых линий.

Первое задание ставит задачу на освоение простейших навыков работы в карандашной инструментальной графике. Предлагается выполнить карандашом по рейсшине ряд горизонтальных параллельных линий с расстоянием 0,5 см длиной 25 см, варьируя их яркость и толщину – от самой тонкой до толстой ли­нии (порядка 1 мм). Вначале производится разметка, затем линии тонко вычер­чиваются и обводятся.

Второе задание рассчитано на проведение взаимно пересекающихся прямых и диагональных линий с градацией по толщине и яркости. Оно требует исполь­зования в работе треугольника для проведения вертикальных и диагональных линий. Для этого вычерчивается тонкими линиями квадрат 5х5 см. В квадрате проводятся диагонали, в соответствии с которыми расчерчиваются его средин­ные линии, которые разделят квадрат на четыре малых квадрата. Затем проце­дура повторяется. В итоге аналогичной графической «манипуляции» получают 16 более мелких квадратов. Последняя, нижняя четверть большого квадрата подвергается более мелкому членению в соответствии с предыдущим алгорит­мом. Полученная графическая структура обводится карандашными линиями разной толщины. Далее на основании полученной геометрической разметки графического квадратного модуля проводят систему горизонтальных и верти­кальных линий, выполняемых в разных графических режимах.

Третье задание ориентировано на работу тушью. Сначала тонкой линией вычерчивается карандашная подоснова, аналогичная графической комбинации в двух предыдущих заданиях. Этот повтор позволяет закрепить навык работы карандашом. Выполненная карандашная подоснова обводится тушью, рейсфе­дером или рапидографом с использованием линий разной толщины.

Упражнение № 2. Орнамент 1.

Предлагается выполнить ленточный орнамент на основе использования вертикальных, горизонтальных и диагональных линий разной толщины с по­следующей заливкой тушью ряда акцентных пятен. Упражнение предусматри­вает выполнение плоского геометрического орнамента, который представляет собой ленточный узор, формируемый на основе многократного повтора графи­ческого элемента, именуемого в дальнейшем графическим модулем.

Вначале ставится задача разработки трех графических геометрических мо­дулей-квадратов формата 7х7 см. Первый графический модуль выполняется на основе использования центрально-осевой симметрии, второй – на зеркальной симметрии относительно диагонали квадрата, третий решается в произвольной форме. Основные элементы геометрии «узора» – линии разной толщины, ак­центные черные пятна, сетка из линий. Последующий этап – обсуждение работ и выбор двух наиболее удавшихся вариантов, которые с необходимыми допол­нениями и изменениями воспроизводятся в более крупном формате.

Лучший графический модуль ложится в основу орнамента, который может формироваться путем механического повтора графического модуля, а также с помощью метода зеркального его отражения либо разворота на 90 градусов.

Упражнение № 3. Приемы и техника работы циркулем.

Предлагается выполнить произвольную композицию на основе циркульных линий разной толщины. Для работы используется круговой циркуль с насадкой для держания карандаша и со специальной насадкой-рейсфедером для работы с тушью. Важны также правильные и своевременные методические рекоменда­ции, которые позволят целенаправленно освоить более сложную, чем в преды­дущих упражнениях, инструментальную технику. Ряд наиболее существенных рекомендаций приведен ниже.

Работа с циркулем выполняется на горизонтальной поверхности подрамни­ка, чтобы предотвратить соскальзывание иглы циркуля и насадки, что может привести к графическим неточностям. Для многократного проведения окруж­ностей и кривых линий из одного центра, желательно использование так назы­ваемой металлической кнопки, которая прилагается к комплекту инструментов готовальни. Многократное проведение линий из одного центра приводит к расшатыванию «гнезда» прокола бумаги, увеличению его диаметра, что не по­зволяет четко фиксировать центр и портит внешний вид чертежа. Циркульную линию проводят по часовой стрелке, при этом ножка с иглой не должна менять своего положения в пространстве. Необходимо следить за прочностью фикса­ции рейсфедерной насадки, она должна быть плотно закреплена винтом, в про­тивном случае из-за ее расшатывания невозможно замкнуть линию окружности. Для проведения окружностей малого диаметра используют специальные малые циркули, называемые балеринками, которые оптимально приспособлены для работы в миниатюрном формате. Для проведения окружностей больших разме­ров имеется специальная насадка-колено, прикрепляемая к обычному циркулю, позволяющая значительно выходить за пределы размеров обычного радиуса.

По исполнению произвольной композиции предлагается вычертить ряд ар­хитектурных обломов, что позволяет сформировать первичные навыки построения и обводки различных сопряжений и сложных кривых. Обломы вычер­чиваются карандашом с последующей обводкой тушью. Упражнение № 4. Орнамент 2.

Средства исполнения – тушь с использованием прямых и циркульных ли­ний. Работа выполняется аналогично упражнению 2. Снача­ла разрабатываются и вычерчиваются графические модули, выбирается наибо­лее удачный вариант, который ложится в основу исполнения орнамента.

Упражнение № 5. Чертеж несложной архитектурной детали (обелиска, ва­зы, балясины и т.д.) либо фрагмента фасада (портала, окна).

Ставится задача компоновки листа, выбора оптимального масштаба изо­бражения, правильности построения и качества графического исполнения. Уп­ражнение выполняется тушью на основе приобретенных графических навыков как итоговое, завершающее графическую пропедевтику. Для работы отводится четверть подрамника.

Автор: Веслополова Г.Н.
Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.