Профессиональная направленность исполнителя к музыкальной деятельности

Профессиональная направленность исполнителя к музыкальной деятельности

Всякое обучение начинается с мотивации, с выбора музыкаль­ного инструмента. Экспериментальное исследование показало, что на выбор профессии музыканта наибольшее влияние оказал внут­ренний мотив: любовь к музыке; и внешние мотивы – музыкальная семья, родители, увлекательная творческая профессия, а также наличие способностей и склонности. Выбор музыкального инстру­мента также обусловлен внутренним мотивом – интересом к инстру­менту; далее следовали внешние мотивы: родители предложили, родители (брат, сестра) играли на нем, случайно, исключительные качества инструмента.

Примерно половина профессиональных музыкантов выбрали свой музыкальный инструмент сознательно. У остальных выбор был свя­зан с внешними, не зависящими от них факторами. Пианисты свой выбор объясняли чаще всего универсальностью своего инструмента, богатым репертуаром, широкими возможностями, а исполнители на деревянных духовых – звучанием инструмента. При этом большин­ство музыкантов добились достаточно высоких результатов в своей деятельности.

Результаты показали, что удовлетворенность процессом заня­тий на своем музыкальном инструменте и обучением в целом имеет тенденцию изменяться в процессе формирования профессиональ­ного мастерства от музыкальной школы (1 этап), музыкального учи­лища (2 этап) до консерватории (3 этап). На начальном этапе удов­летворенность связана непосредственно с игрой на инструменте. На втором этапе удовлетворенность связана с ростом своего тех­нического мастерства. На третьем этапе – с созданием оригиналь­ных интерпретаций.

Направленность мы, вслед за Е.П.Ильиным (2000), понимаем как сложное мотивационное образование, состоящее из потребнос­тей и интересов. Теоретический анализ, а также экспериментальное исследование позволило выделить иерархическую структуру на­правленности: макро-, мезо- и микроуровни. К макроуровню отно­сятся доминирующие потребности и интересы (долговременные мотивационные установки). Это потребности, связанные с сохране­нием образцов музыкальной культуры. Мезоуровень характеризу­ется частными потребностями и интересами (оперативные мотива-ционные установки). Сюда относятся потребности, связанные с со­вершенствованием исполнительских навыков. И к микроуровню от­носятся потребности и интересы психофизиологического уровня (микроустановки). Это потребность в игре, получение удовольствия от воспроизведенных звуков.

Формирование потребностей и интересов идет от низшего уров­ня (физиологические потребности) к высшим (социальные потреб­ности). К физиологическим относятся потребности, связанные с по­лучением удовольствия от извлекаемых звуков на музыкальном инструменте. Психологический уровень предполагает удовлетворе­ние потребности в игре (желание научиться играть на музыкальном инструменте). Потом появляются потребности в познании музыкаль­ной культуры (исполнительской в том числе), потребности в совер­шенствовании исполнительских навыков.

К социальным относятся потребности, связанные с обществом в целом, группой людей. В частности, это потребность в сохранении музыкальной культуры в виде лучших исполнительских образцов, потребность в донесении до слушателей образцов музыкальной культуры прошлых эпох и др.

Применительно к музыкально-исполнительской деятельности можно выделить следующие виды интересов. Это любопытство как кратковременное проявление интереса, которое часто можно на­блюдать у детей по отношению к ритмичной, “необычной” музыке, под которую им тут же хочется подвигаться. Любопытство наблю­дается и по отношению к музыкальному инструменту. Вначале это любопытство связано с устройством инструмента, с тем, как он иг­рает. Затем это любопытство переходит уже непосредственно к игре на инструменте.

Интерес-отношение, интерес-склонность как устойчивое об­разование личности наблюдается часто у музыкантов-исполнителей к 14-15 годам. Их отличает высокая работоспособность и любовь к музыке. Этот вид интереса наблюдается также и у любителей-исполнителей.

Процессуальные интересы-отношения (непосредственные), свя­занные с получением удовольствия от процесса деятельности у начинающих музыкантов-исполнителей проявляются как игра для себя, для собственного удовольствия, когда ученик подбирает на инструменте популярные песни, мелодии. Наиболее талантливым удается импровизировать. У профессиональных музыкантов эти интересы-отношения больше связаны с конечным результатом, име­ющим социальную значимость, но нередко и с эстетическим удо­вольствием от музицирования.

Целевые интересы-отношения (опосредствованные), связан­ные с получением результата, выгоды наблюдаются у музыкантов-профессионалов. Часто стремление к самосовершенствованию в исполнительской деятельности выступает условием для получения материального вознаграждения в будущем.

Процессуально-целевые интересы, при которых сочетаются удо­вольствие и результат, характерны для многих профессиональных музыкантов. Для них это любимая работа, приносящая моральное удовлетворение. Часто творческие личности отказываются от вы­годных в материальном плане предложений, если не будут испыты­вать моральное удовлетворение, связанное с удовольствием.

В процессе формирования профессионального мастерства зна­чимо изменяется и расширяется структура потребностей и интере­сов музыкантов-инструменталистов. На первом этапе доминируют любознательность и потребность в игре на музыкальном инструмен­те. На втором этапе доминируют потребности, связанные с повы­шением своего профессионального мастерства. И на третьем -широкие социальные потребности, связанные с сохранением музы­кальной культуры через свою исполнительскую деятельность. У профессиональных музыкантов потребности и интересы более осоз­нанны и устойчивы по сравнению с начинающими музыкантами. При этом структура потребностей и интересов у музыкантов разных специальностей различна.

Как видим, наблюдается тенденция изменения потребностей и интересов от узко личностных (получением удовольствия от про­цесса) к мотивам, связанным с повышением профессионального мастерства и далее к широким социальным мотивам, связанным с созданием высокохудожественных образцов исполнительских ин­терпретаций и сохранением музыкальной культуры. Развитие по­требностей и интересов можно рассматривать как формирование направленности музыканта-инструменталиста. Причем механизмом формирования потребностей и интересов музыканта-инструмента­листа является создание условий для удовлетворения потребнос­тей и интересов. Например, если начинающему музыканту не дать возможность встретиться с инструментом, поиграть на нем, то на­деяться на то, что это произойдет само собой, по меньшей мере, наивно.

Сравнение мотивов у музыкантов-профессионалов и начинаю­щих музыкантов, показало, что мотивы музыкантов-профессиона­лов больше связаны с устойчивыми социальными установками по сравнению с начинающими музыкантами. Интересы исполнителей-инструменталистов обусловлены поэтапным процессом. Вначале любопытство как ситуативный параметр, повторяясь, принимает устойчивость и выступает как интерес-склонность к исполнительс­кой деятельности. Дальнейшая музыкально-исполнительская дея­тельность самым непосредственным образом связана с получени­ем удовольствия от процесса деятельности, моральном и матери­альном удовлетворении.

Сулейманов Р.Ф., д.псих.н., доц. Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Сулейманов Я.Р., преп. Детская школа искусств (г. Зеленодольск)

Будущее России: перспективы и стратегии развития. В 5 томах. Том IV. – Казань: Издательство “Таглимат” Института экономики, управления и права, 2005. – 320 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.