Проблема оценки творческих способностей будущих менеджеров в современном вузе

Проблема оценки творческих способностей будущих менеджеров в современном вузе

Творческая активность вызывается не столько способностью к творчеству, которая, как и всякая другая способность, развивается в самой деятельности, но и теми объективными возможностями, которые открываются человеку в его деятельности.

Среди факторов, непосредственно влияющих на творческую активность специалиста, главную роль играют характер и содержа­ние его труда. Высокая творческая активность заметна в сфере менеджмента, так как менеджер, поскольку он имеет дело с людь­ми, часто оказывается в нестандартных ситуациях, требующих при­нятия творческих решений. Причины этого заложены в самом ха­рактере труда людей этой профессии, так как постоянное соприкос­новение с самыми разнообразными видами работ, каждодневное преодоление различных трудностей ставят специалистов данного профиля в условия постоянного поиска и творческих размышлений для принятия оптимальных решений.

Несмотря на большое количество тестов, в том числе и тестов на креативность, как в отечественной, так и в зарубежной психоло­гии до сих пор наблюдается явный дефицит диагностических мето­дик, адекватных природе творческой деятельности, и, как следствие, экспериментальных данных, позволяющих более эффективно про­ектировать процесс творческого развития личности.

Исследования современных педагогов и психологов установи­ли, что преподаватели предпочитают студентов с высоким общим интеллектом и низкой креативностью, поскольку креативные лично­сти – непредсказуемы, неудобны, проявляют излишний юмор и иг­ривость в ответах, любят идти в новых направлениях. Преподавате­ли и сокурсники часто так характеризуют их: “Они выражают дикие и глупые идеи и агрессивно себя ведут”.

По мнению большинства психологов, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отража­ются в интеллектуальных тестах. Наиболее известными за рубежом являются тесты творческих способностей, разработанные Гилфор­дом. В дальнейшем они модифицировались для различных групп тестируемых другими авторами.

Недостаточность имеющихся психодиагностических средств в мировой науке, нацеленных на исследование творческого потенци­ала, обобщенно выражается в следующем.

Чаще всего рассматривается наличный, актуальный творческий потенциал, а не творческие способности, связанные с реализацией творческих возможностей человека в будущем. Между тем, реше­ние многих практических задач (например, прием на учебу и подго­товка творческих специалистов) требует достаточно раннего про­гноза творческих способностей и разработки валидных методов психопрогностики. Соответствующий принцип создания методики состоит в нацеленности на диагностику творческих способностей.

Используемые интеллектуальные тесты, несмотря на их боль­шое количество и громадное разнообразие, не захватывают глу­бинных свойств личности в целом и поэтому обычно не могут пре­тендовать на дальний прогноз развития творческих способностей. Поэтому комплексная диагностическая методика должна включать информацию о личности, о творческом потенциале и творческих способностях личности.

Имеющиеся в мировой литературе попытки включить в исследо­вания творческого потенциала изучение личности ограничены ма­лопродуктивным пониманием личности как совокупности абстракт­ных личностных качеств, оторванных от конкретных условий их про­явления в жизни. Соответствующие требования к методике: она должна основываться на реализации системно-стилевого принципа психодиагностики. Согласно этому принципу, характеристика лич­ности включает не только устойчивые личностные качества, но и более вариативные условия их проявления в жизнедеятельности.

Не делалось серьезных попыток совместить достоинства так называемых “субъективных” (например, бланковых) и “объективных” (инструментальных и других, связанных с реальными достижения­ми) методов диагностики при условии, что те и другие должны зат­рагивать фундаментальные основы личностного потенциала чело­века. Создаваемая методика должна сочетать достоинства субъек­тивных и объективных методов, что позволит повысить не только валидность и надежность, но и прогностичность новых диагности­ческих средств. Итак, задача выявления общепсихологических механизмов творческого развития на личностном уровне пересека­ется с задачей разработки и использования комплексных психоди­агностических средств изучения личности.

В тестологии, определяющей уровень развития общих и специ­альных способностей в практических целях с помощью коротких психологических испытаний, долгое время способности к творче­ству исследовали так, как подсказывал здравый смысл. Считалось, что чем выше уровень умственных и специальных способностей, тем больше творческая отдача человека. Однако практика показа­ла, что это далеко не так. Кроме того, при отборах по тестам неиз­менно “проваливаются” люди не только с низким уровнем способ­ностей, но и очень талантливые, с оригинальным складом ума. Пусть численность их невелика – около 10% проходящих испытания, но все же у зарубежных психологов, много занимавшихся тестирова­нием, возник вопрос: а не теряют ли они самых талантливых, самых перспективных людей при таком отборе? Это заставило американс­ких тестологов произвести довольно решительную переоценку на­копленных тестологией ценностей. Результатом явилось возникшее противопоставление интеллектуальной одаренности, с одной сторо­ны, и “креативности”, творческой одаренности, с другой.

Главную особенность проективных методик можно обозначить как неструктурированную задачу, т.е. задачу, допускающую нео­граниченное разнообразие возможных ответов. Данное обстоятель­ство является важном в связи с проблемой целостного анализа и диагностики творческого различия личности. Для того, чтобы фанта­зия индивида могла разыграться, даются только краткие, общие инструкции.

Таким образом, для повышения эффективности системы разви­тия творческих способностей будущих менеджеров необходима тщательно разработанная система диагностики этих способностей. Данная проблема находится в стадии разработки, однако имеются некоторые пути ее решения; рекомендуются к применению тесты типа “необычное использование предмета”, “отдаленные ассоциа­ции”, “незаконченный рисунок” (для измерения творческого потен­циала); “мозговой штурм” Озборна, “синектика” Гордона, “морфоло­гический анализ”, “отдаленные аналогии” (качество “инкубационно­го периода” решения творческих проблем); “шкала интеллекта” Век-слера, тесты Айзенка, Торранса, Пардью, опросники на выявление предрасположенности абитуриентов и студентов к творческой дея­тельности, когнитивные и перцептуальные тесты, тест Беррона-Уэл-ша, “конструирование мозаики”, “опознание воспринимавшихся ранее изображений” (всесторонняя оценка творческой одаренности студентов).

Сунцова М.С., к.пед.н., доц. Хусаинова ПР., ст. преп. Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Будущее России: перспективы и стратегии развития. В 5 томах. Том IV. – Казань: Издательство “Таглимат” Института экономики, управления и права, 2005. – 320 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.