Проблема нравственного воспитания в наследии Д.И.Писарева и Н.В.Шелгунова

Проблема нравственного воспитания в наследии Д.И.Писарева и Н.В.Шелгунова

Революционные демократы 60-х годов XIX века Н.П Чернышевс­кий, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.В. Шелгунов создали кон­цепцию нравственного воспитания, в основе которой лежат идеи революционного преобразования общества путем уничтожения уг­нетения и эксплуатации людей. Существовавший общественный строй, основанный на частной собственности и эксплуатации чело­века человеком, они считали неразумным и несправедливым. Мо­раль крепостников называли средством “нравственного растления” людей, религиозную мораль характеризовали как одну из форм духовного порабощения народных масс. Нравственность, оторван­ную от реальной жизни, от интересов трудящихся масс, революци­онеры-демократы называли ложью и лицемерием. По глубокому убеждению Н.П Чернышевского, утвердить подлинно человечес­кую мораль в современной ему России можно было только путем уничтожения социальной несправедливости, эксплуатации челове­ка человеком. “Улучшение общественного и материального поло­жения, – писал он, – вот необходимейшее предварительное сред­ство для возможности распространяться просвещению и улучшаться нравам” (Чернышевский Н.П Полн. собр. соч. в 15 томах. Т.4, М., 1948, с.842).

Цель воспитания в педагогической концепции революционеров-демократов 60-х годов – подготовка нового человека – активного общественного деятеля, защитника интересов народа, носителя общечеловеческой морали. Революционеры-демократы, резко вы­ступая против авторитарной педагогики с ее деспотическим отно­шением к ребенку и системой физических наказаний, подчеркива­ли, что все это воспитывает в детях безволие, убивает в них само­стоятельность и активность. Выработка нравственного сознания у детей должна способствовать формированию у них твердых убеж­дений. Молодежь следует приучать действовать обдуманно не из страха или корыстных побуждений к похвале и награде, а из внут­реннего влечения и уважения к человечности, добру, правде и сво­боде. Сознательные нравственные побуждения ребенка не должны носить умозрительного характера. Представления о добре и зле, об общественном и личном благе должны воплощаться в практичес­кие дела, конкретные поступки.

Революционеры-демократы по-новому подходили к вопросу о со­отношении сознания и поведения в нравственном развитии ребенка. Они доказывали, что формирование нравственно целостной личнос­ти возможно при условии выработки революционного мировоззрения, единства слова и дела, развитии общественных интересов, борьбы против деспотизма, самодержавия, всяких форм угнетения. На пер­вом плане в воспитании должно быть не насилие над ребенком, а развитие его сознательности, формирование нравственных убежде­ний. Вот почему они особое значение придавали формированию ми­ровоззрения. В выработке научного мировоззрения главную роль, по их мнению, играет овладение наукой. Наука освобождает человека от слепой веры, от предрассудков и учит познавать истину и добро с помощью фактов, примеров, опыта и доказательств.

Для современной отечественной педагогики научный интерес представляет не нашедшая отражения в педагогической литерату­ре до настоящего времени концепция нравственного воспитания крупных представителей русской педагогической мысли XIX в. Д.И.­Писарева и Н.В.Шелгунова, последователей революционно-демок­ратической педагогики 60-х годов.

Главная задача нравственного воспитания, по Д.И. Писареву, -выработка у детей революционно-демократических нравственных убеждений, развитие нравственных гуманных чувств, формирова­ние привычек поведения, соответствующих общественным интере­сам. Педагог подчеркивал важность самостоятельного усвоения норм морали. Мыслитель выступал в защиту человеческих прав ребенка, его достоинства, протестовал против воспитания, форми­рующего “слепое подчинение авторитету”, развивающего “пороч­ные наклонности”, “нравственную распущенность”, “систему утаи­вания” и т.п. Призывая уважать в ребенке человеческую личность, Д.И. Писарев критиковал существовавшую во второй половине XIX в. систему воспитания, выступал против родительского гнета и ро­дительской ласки. Актуальными являются его мысли о предупреж­дении у детей эгоизма. Непременным условием успешного нрав­ственного воспитания считал образование ума. Успех обучения свя­зывал с внутренней нравственной позицией ученика, осознанием им необходимости получаемых знаний.

Составной частью нравственного воспитания у Д.И. Писарева выступает трудовое воспитание. Подлинно нравственный человек -трудящийся на личное и общественное благо. Психологическая и практическая подготовка к посильному труду, воспитание трудолю­бия, уважения к труду и к людям труда – важные задачи нравствен­ного воспитания. Первый шаг в практическом решении этой пробле­мы – приобщение детей к самообслуживанию, бытовому труду, к уходу за животными, к работе в саду и огороде. Чтобы труд стал средством нравственного воспитания, он должен быть целесооб­разным, посильным, результативным, вызывать чувство внутренне­го удовлетворения, совершаться по убеждению в его необходимо­сти или полезности, соответствовать физическим силам ребенка, его способностям и интересам.

Д.И. Писарев ратовал за крепкую, здоровую семью, основан­ную на высоких нравственных принципах, поскольку именно семья вносит существенный вклад в нравственное воспитание детей. Ука­зывал на необходимость согласованной воспитательной деятель­ности отца и матери, дружной и содержательной семейной жизни, показал роль живого и благотворного примера родителей, предос­терегал их от неразумной нежности в воспитании, был против дес­потизма инстинктивной любви. Прогрессивной является его мысль о том, что воспитательная практика требует от родителей психоло­го-педагогических знаний.

Взгляды Д.И. Писарева на нравственное воспитание призывают размышлять, не упускать из виду вечные педагогические ориенти­ры – духовное становление, нравственное достоинство, интеллек­туальное развитие детей. Анализ его взглядов на нравственное вос­питание показывает, что они были прогрессивными для своего вре­мени, так как носили гуманный характер и оказали существенное влияние на развитие теории нравственного воспитания. Многие по­ложения его концепции нравственного воспитания актуальны и се­годня, в начале XXI века.

Труды Н.В. Шелгунова по вопросам образования и воспитания отличаются глубиной содержания, гуманностью, стремлением вне­сти вклад в формирование подрастающего поколения в России в духе гражданственности, демократизма, проникнуты заботой об улучше­нии жизни детей трудящихся. В вопросах воспитания он исходил из желания помочь народу воспитать новых людей, граждан трудовой России, борцов за новую жизнь, за свободу и счастье.

Демократ и гуманист, Н.В. Шелгунов решительно выступал про­тив любого насилия над ребенком, подавления и унижения личнос­ти воспитанников, муштры, военизации жизни детей, палочной дис­циплины, телесных наказаний, имевших место в современных ему общеобразовательных учебных заведениях. Выступил с резкой кри­тикой всей системы образования и воспитания в царской России и обосновал необходимость создания демократической и гуманной системы образования и воспитания.

В раскрытии содержания нравственного воспитания Н.В. Шелгу-нов исходил из идеи народности, в соответствии с которой чертой нравственности считал патриотизм, а важнейшей задачей нравствен­ного воспитания – воспитание народного патриотизма. Одним из основных проявлений патриотизма педагог называл защиту отече­ства с оружием в руках. По Н.В. Шелгунову, воспитание нравствен­ности включает выработку таких качеств, как мужество, самообла­дание, верность долгу, правдивость, честность, дисциплинирован­ность, а также формирование общественно полезных привычек. Необходимым условием воспитания нравственно целостной лично­сти у Н.В. Шелгунова выступает выработка у детей доступных их возрасту гуманистических нравственных убеждений, основанных на сформировавшихся нравственных представлениях, понятиях, идеалах. Убеждение в его концепции нравственного воспитания -результат обретения воспитанником уверенности в правильности своих суждений, выводов, действий, поведения, подтверждаемых им самим ссылками на соответствующие аргументы и положения.

Ценными для педагогической науки являются мысли Н.В. Шел­гунова о воспитании воли в единстве с формированием поведения. Волю он отождествлял со свободой, рассматривал ее как проявле­ние независимости личности и право ее неприкосновенности. Педа­гог показал, что воля вырабатывается в процессе непрерывно уси­ливающейся деятельности, связанной с преодолением трудностей.

Н.В. Шелгунов акцентировал внимание учителей, родителей на необходимость усиления воспитания у детей совестливости и стыд­ливости. В воспитании у детей привычек культурного поведения ведущую роль он отводил личному примеру воспитателей. Н.В. Шелгунов показал огромное влияние слова на развитие сознания и формирование нравственности у детей. Выбор книг для детей, юно­шества считал одним из важных воспитательных влияний и в этом видел самую трудную задачу взрослых. Книги для детей и юноше­ства, по его мнению, должны возбуждать в них благородные чув­ства, содействовать воспитанию граждан и истинных патриотов, борцов с пороками общественного строя.

Н.В. Шелгунов был сторонником разумной родительской любви, благодаря которой можно добиться многого в нравственном воспи­тании “новых людей” – борцов за свободу и демократию. Развитие ребенка, начиная от рождения, педагог органически связывал с социальным положением женщины-матери, с ее физическим, ум­ственным, нравственным развитием. Он выступал за создание об­щественного строя, при котором мать-воспитательница получит не­обходимые условия для всестороннего развития и воспитания детей.

Взгляды революционных демократов на нравственное воспита­ние представляют собой ценный вклад в развитие педагогики. Они впервые в истории педагогической мысли сделали попытку подчи­нить цели, содержание и методы воспитания борьбе за освобожде­ние народных масс от эксплуатации и угнетения и в качестве важ­нейшей задачи провозгласили необходимость подготовки убежден­ных борцов против произвола и насилия над личностью. Все это позволило им высказать названные выше принципиально новые положения по проблемам нравственного воспитания.

Бабаян А.В., к.пед.н., доц. Пятигорский государственный лингвистический университет (г. Пятигорск)

Будущее России: перспективы и стратегии развития. В 5 томах. Том IV. – Казань: Издательство “Таглимат” Института экономики, управления и права, 2005. – 320 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.