Проблема антропологизации образования

Проблема антропологизации образования

Современное развитие общества определяется двумя основны­ми направлениями общественной мысли: антропоцентризм и социо-центризм. В большинстве случаев для решения проблем, стоящих перед человечеством, общество стоит перед дилеммой выбора од­ного из этих направлений. Особое место в обществе занимало и за­нимает сфера образования. Образование, определяемое как основа реформирования общества, базисное условие культурно-образова­тельного и духовно-культурного воспроизводства обществом само­го себя, на наш взгляд, стоит на пересечении этих двух направле­ний, то есть мы можем говорить об антропологизации образования как актуализации развития современного общества.

Данная проблема является одной из ключевых в образовательной сфере. Такая оценка связана с целым рядом объективно и субъектив­но рожденных проблем, стоящих перед казахстанским обществом, в деле реформирования системы образования. С начала 90-х годов многие теоретики и практики образования разрабатывали проблемати­ку гуманитаризации образования, исходя из идеи, что увеличение объема гуманитарных дисциплин может повысить качество образова­ния специалистов. Но жизнь не подтвердила этих ожиданий. Несмот­ря на всю очевидность и, казалось бы, позитивность данной идеи, гуманизация образования также не дала ощутимых результатов в ре­формировании образования. Реформирование предполагалось сила­ми (социальными, политическими, экономическими и т.п.) «извне».

Одним из путей решения данной проблемы в нынешний момент является антропологизация образования.

Альфой и омегой антропологизации образования является ант­ропоцентризм. Такой подход позволяет решать проблему в комп­лексе, целостно, и главное, исходя из аксиоматической идеи о том, что человек не средство, а цель всего. Именно человек получает образование и для него существует система образования.

Антропологизация образования предполагает доминирование ду­ховно-нравственных отношений, связанных единой целью, в триа­де «родитель-ученик-учитель». Индустриальная цивилизация, осно­ванная на принципах европейского рационализма, абсолютизации научно-технических достижений, подошла к пределу своих возмож­ностей. Идущая от Нового Времени траектория прогресса близка к своему завершению. Духовная сущность человека оказалась в сто­роне от безудержного развития науки и техники, современных техно­логий, некоторые из которых работают на «уничтожение» самого че­ловека. Происходит отчуждение человека от образования. Нужен анализ естественного стремления усиления духовной сферы обра­зования, которая стремится стать фундаментом образования и обу­чения, условием творческой деятельности человека. Необходима вы­работка научно-философских обоснований современного выбора содержания и методологии образования, обеспечивающих форми­рование духовной культуры человека.

В связи с антропологизацией образования необходимо выделить личностные аспекты образовательного процесса, как-то: характер субъектной деятельности учителя, ученика и родителя. При этом, в своих отношениях взаимосвязанности и взаимозависимости они об­разуют определенный социальный организм со своими внутренними законами функционирования как системы. С другой стороны, сам этот организм выступает как деятельный субъект в системе «шко­ла», которая в свою очередь выступает субъектом деятельности в обществе. Таким образом, возникает проблема многоуровневой ант-ропологизации сферы образования и отношений в ней как по гори­зонтали, так и по вертикали. Поэтому одним из аспектов антрополо-гизации является личностно-центрированное образование. Переход от объект-субъектного обучения к личностно-центрированному, вы­работка методологических принципов и мониторинга антропологиза-ции отношений в системах «студент-педагог» и «ВУЗ-общество» ста­новится актуальным для теории и практики образования. В основе такого обучения должна лежать практика самосовершенствования личности, участвующей в образовательном процессе. «Я не хочу сказать, что эго есть к тому же взаимопроникающая множествен­ность, которую мы называем опытом. Внутренний опы – это эго за работой. Мы оцениваем само эго в акте восприятия, суждения и вол­нения. Жизнь эго – своего рода напряжение, вызванное эго, вторга­ющимся в окружающую среду, и окружающей средой, вторгающейся в это. Эго не стоит в стороне от этой арены взаимного вторжения. Оно присутствует в нем как направляющая энергия и сформирова­но, а также дисциплинировано своим собственным опытом». Этот процесс предполагает не только самосовершенствование обу­чающегося, но и процесс совершенствования, «доучивания» само­го учителя, образования, «довоспитания» родителя. Важным явля­ется определение роли индивидуального и коллективного в процес­се самосовершенствования личности, как слияние антропоцентри­ческого и социоцентрического в сфере образования. Здесь требует анализа соотнесенность таких взаимообусловленных процессов, как воспитание, самовоспитание и самосовершенствование.

В условиях многонационального общества другим важным ас­пектом антропологизации образования является учет этнического фактора, развертывания национальных начал духовной культуры и психологии участников образовательного процесса. Советская шко­ла традиционно была «плавильным котлом» интернационального вос­питания, что, наряду с большими положительными, несло в себе и негативные моменты: нивелировку подрастающего поколения, поте­рю этнических особенностей и специфики представителей разных национальностей. Образовательный процесс в своей сути должен реализовывать одну из главных природных черт человека – его эт­ническую принадлежность, это должно быть первичным в духовно-нравственном воспитании человека: через уважение к своей этнич-ности человек приходит к уважению другого этноса. Необходимо учи­тывать соотношение национального и интернационального в образо­вательном процессе, путей и форм реализации этновоспитания в условиях массовой школы. Система образования должна стремить­ся к сохранению и воспроизводству традиций и форм национальной школы, т.е., того, что мы называем этнообразованием. Как культура человечества является палитрой этнокультур, так и образование дол­жно сохранить национальные особенности. Мы должны следовать закону единства многообразия, как условию устранения жесткой унификации и нивелирования образовательной культуры, дабы избе­жать унификации самого человека. Одним из важных условий эф­фективности любой образовательной системы всегда было следова­ние принципу индивидуальности как атрибута бытия человека.

Антропологизация образования тесно связана и с реализацией основной цели образовательного процесса – самореализации лично­сти, ее социализации. По своей значимости этот аспект антропологи-зации образования занимает ключевую позицию и является своего рода мерой адекватности и эффективности отношений «школа-об­щество». Непрерывный научно-философский анализ, мониторинг этих отношений, устремленности личности являются одними из инстру-ментариев, способствующих принятию правильных и своевремен­ных решений в образовательном процессе и образовательной поли­тике государства.

Разработка методологических и практических аспектов антропо-логизации образования предполагает решение определенных науч­но-исследовательских и практических задач, стоящих перед систе­мой образования:

–     определение основ и общих методологических принципов антро-пологизации образования;

–     определение методологических принципов перехода от объект-субъектного обучения к личностно-центрированному;

–     разработка мониторинга отношений в системе «студент-педагог» с целью выработки методологических процессов гуманизации этих отношений;

–     разработка мониторинга отношений в системе «студент-педагог» и ВУЗ, как внешнего образующего фактора;

–     разработка мониторинга отношений «ВУЗ-общество»;

–     проведение анализа условий, форм и путей социализации лично­сти;

–     проведение научно-философского анализа соотношения процес­сов воспитания, самовоспитания и самосовершенствования для самореализации личности;

–     проведение анализа формирования национальной школы, основ и принципов этнообразования;

–     проведение научно-философского анализа взаимообусловленно­сти антропологизации образования и развития творческого нача­ла личности.

Постановка данных задач и путей осуществления антропологиза-ции образования, естественно, носит тезисный и дискуссионный ха­рактер. В одной статье невозможно раскрыть всю глубину данной проблемы. Наши тезисы являются приглашением к обмену мыслями по данной проблеме с целью выработки правильного пути дальней­шего реформирования системы образования в Казахстане.

Масырова P.P.,

к.пед.н., доцент кафедры педагогики, член-корр. МАНПО, Казахский Государственный женский педагогический институт,

г.Алматы, Казахстан Тастемирова Л.У., Начальник УМИ, Казахский Государственный женский педагогический институт, г.Алматы, Казахстан

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.