Практическая направленность воспитания учащихся в трудах Водовозова В.И.

Практическая направленность воспитания учащихся в трудах Водовозова В.И.

Водовозов Василий Иванович (1825-1886) – один из основателей новой русской педагогики, преподавал русскую словесность в 1-й петербургской гимназии и Смольном институте, руководил воскрес­ной школой. Благодаря его трудам в средних учебных заведениях зазубривание теории словесности было заменено непосредственным изучением произведений русской и иностранной литератур. Он оп­ределял ценность художественных произведений главным образом по нравственному смыслу и общественному значению.

Водовозов, сознавая свой гражданский и профессиональный долг, был обеспокоен крайне низким уровнем грамотности народа. Он за­дается вопросами: почему так плохо распространяется сеть началь­ных школ? почему так мало желающих быть учителями? почему, наконец, народ не стремится к образованию? Ответ на данные воп­росы он находит в низкой оплате и непрестижности учительского тру­да. Нет учителей – не будет и школ. А там, где и есть учителя, -открытию новых школ мешают бюрократические барьеры. Но глав­ная причина – в оторванности школьной науки от жизни: «.Общеоб­разовательный курс с высшими науками, где презрено всякое ре­альное, техническое знание, и был тому одною из главных причин; учащийся не только не получал ни малейшего понятия о разных при­менениях науки в общественной жизни, но и считал их низким, ре­месленным делом; его способности, если и были развиты, то в таком направлении, что он становился негодным ни для какого полезного, практического дела и естественно находил себе один выход в чи­новничьей практике, для которой не требовалось ни особенных спо­собностей, ни познаний».

Чтобы вывести образование из этого состояния, Водовозов пола­гает необходимым:

а)  изменить содержание учебных программ университетов: «…Университеты у нас до тех пор не будут иметь сильного влияния на жизнь, пока в них не будет внесено возможно большее число прикладных знаний»;

б)  организовать в разных местностях хорошие учительские семинарии, «из которых выходили бы преподаватели, знакомые с краем и вместе с общими основаниями наук, знающие именно те отрасли знания, которые наиболее потребны для жителей»;

в)  на учительские должности привлекать людей, умеющих работать с детьми и способных понять нужды местных жителей: «Народ, в своей глухой жизни, в высшей степени любознателен: умей ребенок, пришедши домой от смышленого учителя, пересказать о земле и о небе, о разных промыслах, о полезном в сельском быту деле, простой человек не нарадуется, слушая дельные рассказы».

Для удержания молодых людей на учительской стезе Водовозов видит один путь – повысить престижность педагогического труда как материальным стимулированием (существенным увеличением жа­лования), так и приданием учителю особого статуса. В статье «Иде­ал народного учителя» Водовозов рисует портрет такого педагога, который может быстро завоевать авторитет у поселян и быть им мак­симально полезным. «Сельский преподаватель должен представить собою цельное лицо. Удовлетворяя в одно время и умственным и нравственным потребностям народа, наука, в большей части случа­ев, помогает ему иметь то нравственное влияние, без которого все его труды пропадут даром».

Желательно, чтобы сельский учитель был человеком здоровым, физически развитым и сильным: «…Физическая сила и удаль пользу­ются большим почетом в народе». Его познания в сельском хозяйстве должны быть достаточными, чтобы иметь свой сад, ого­род и поле: «.Вести свое образцовое хозяйство, чтобы на деле по­казать выгоды лучшего способа полевых работ». Далее сель­ский учитель должен распространять среди крестьян правила гигие­ны, дабы забота о собственном здоровье не приводила их к вороже­ям знахарям и т.п. Познания учителя основ медицины должны по­зволять ему оказать первую медицинскую помощь, например: «спа­сение замерзшего, утопшего, пораженного громом, кто подвергся угару, обжогу, расшибся при падении с высоты, отравил себя каки­ми-нибудь ядовитыми веществами: грибами или ягодами, был уку­шен бешеной собакой, ужален одним из ядовитых животных и т.д.». Кроме того, скот составляет главное богатство крестьянина, с потерей которого он беднеет окончательно. Поэтому хорошо бы учителю уметь дать дельный совет по уходу за скотом, вылечить лошадь или корову в случае необходимости. А если учитель сможет в одиночку сходить на медведя или убьет терроризирующего де­ревню волка, то авторитет его станет непререкаем. То есть подготов­ка педагогов должна носить прикладной характер, в учебных про­граммах учительских семинарий следует предусмотреть курсы ос­нов агрономии, медицины, ветеринарии и других наук в приложении к местным условиям.

Воспитание будущих преподавателей должно строиться на вы­соких нравственных принципах: «Пусть искренняя любовь к народу будет в нем воспитана не чтением сентиментальных книжек о наро­де, а постоянным видом тех бед, какие он переносит, и из всех еван­гельских рассказов, им слышанных, пусть он запомнит более всего то, что Христос помогал бедному народу».

Воспитанный в таком духе учитель понимает прогрессивную силу образования, уничтожающего вредные предрассудки и использует науку для возбуждения нравственных интересов народа. Задача педагога – использовать сложившееся отношение народа к грамот­ности: «.он смотрит на нее как на благочестивое дело, то есть видит в ней одну возможность угодить богу через чтение книг священного писания». На этой базе учителю предстоит прививать народу нравственные понятия, преобразовывая их в законы жизни.

В книге «Предметы обучения в народной школе» Водовозов под­робно рассматривает методы нравственного воспитания в процессе обучения детей:

  • приучение к труду: «…Через привычку к труду, развивается и нравственное чувство, заставляющее учащегося добросовестно исполнять свое дело, хотя бы он был отвлечен и другими, более приятными для него впечатлениями.
  • создание общественного мнения: «Ум, отвага, красноречие дол­жны нам нравиться вдвойне, втройне, вдесятеро более, когда мы знаем, что эти качества служат не к тому только, чтобы самому пожить хорошо, а и к добру ближних; когда с ним соединены бес­корыстие, великодушие».
  • педагогические требования: «…Развивая в детях понятие о мере, стройности, гармонии, согласии, о том, что на простом языке на­зывают складом и ладом, преподаватель понемногу приучит на­блюдать этот склад и в поступках».
  • пример: «К развитию в нем чувства добра может послужить толь­ко добрый пример взрослых. Ребенок прежде всего видит ласку, нежную о нем заботу окружающих лиц, видит, как они, забывая о себе, стараются помочь ему во всех его нуждах, и в нем понем­ногу пробуждается чувство благодарности, которое выражается тем, что он сам желает так или иначе услужить им… Напротив, при суровом, грубом обращении они рано становятся мститель­ны, недружелюбны, себялюбивы, лукавы».
  • объяснение: «Указывая на невыгоды быть лживым, праздным или холодно себялюбивым, он постарается внушить и ту общую хри­стианскую идею добра, по которой всякий человек есть брат твой и ближний и любить его нужно без всякого расчета, как самого себя. И здесь опять действуют не сухие наставления и поучения, а горячее искреннее слово, искренняя доброта преподавателя, с какою он выкажет участие ко всякому беспомощному, бедному, загнанному».
  • разъяснение: «имея в виду развитие воли, преподаватель дол­жен не только действовать на учащихся добрым примером, но воспользоваться всяким случаем, чтобы обратить их неясные порывы в сознательное убеждение, то есть утвердить в уме те понятия, которые своим преобладанием могли бы при свободном выборе взять перевес, склоняя волю к доброй цели».
  • упражнение: «Тут он даст случай учащимся испытывать свои силы во всяком хорошем, возможном для них деле, будет руководить их первыми начинаниями и, где нужно, облегчит их труд, чтобы дать время окрепнуть еще слабым силам. При этом он позаботит­ся, чтобы не запала в душу ни одна пустая фраза: слово должно быть всегда связано с делом».
  • этическая беседа: «…Беседы ведут к тому, чтобы выяснить, как с умением браться за дело и как умение дается наукой и, нако­нец, главнейшие нравственные качества человека. Связь с пре­дыдущими беседами здесь ясна: обладая способностями, чтобы обратить в свою пользу все предметы природы, человек для сво­его счастья должен с толком и добросовестно браться за всякое дело и вместе поступать так, чтобы и другим хорошо было жить на свете».

Таким образом, Водовозов В.И. в вопросах воспитания учеников указывал на необходимость соблюдения принципа практической на­правленности: «Постепенно знакомя с жизнью, пробудить и укре­пить человечные начала так, чтоб учащийся всегда ясно видел и их применение к явлениям этой жизни». Основную роль в этом он отводил подготовке воспитателя, который всем своим учительс­ким трудом и образом жизни был в глазах обучаемых примером пат­риота, гражданина своего села, города, страны.

Чегодаева С.Ю.,

преподаватель Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

Русских В.Г.,

к.пед.н., доцент, Севмашвтуз, филиал Санкт-Петербургского государственного морского технического университета

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 204 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.