Поиски гуманинистической реконструкции экологического образования детей дошкольного возраста

Поиски гуманинистической реконструкции экологического образования детей дошкольного возраста

Потребность общества в высокообразованных и нравственно вос­питанных личностях стимулирует процессы отбора содержания ра­боты с дошкольниками, выделения приоритетов в их образовании. Преобладание же в воспитательно-образовательном процессе инфор­мационного подхода, при котором главным является передача зна­ний, формирует пассивную аудиторию, лишенную творчества, что не соответствует современным реалиям. Дошкольное детство – вре­мя активного вхождения ребенка в мир, и от того, какая социально-культурная позиция будет выбрана педагогом, зависит успешность протекания этого процесса. Гуманизация есть такая социально-куль­турная позиция, которая исходит из приоритета человека, как выс­шей ценности, что предполагает перестройку всей системы образо­вания в гомоцентрическом направлении.

Экологическое образование дошкольников – новое направление дошкольной педагогики, однако анализ работы по этому направле­нию показал, что в его содержание человек, как правило, не включа­ется. Нами было проведено исследование представлений дошколь­ников о рациональном взаимодействии человека с природой, о его роли в природе. Детям предлагалось дать оценку действий челове­ка в природе, когда человек сажает деревья, поливает растения, вывешивает скворечник, ломает ветки, топчет растения, разоряет гнездо и др. Как показали результаты исследования, 90% детей стар­шего возраста демонстрируют высокий уровень сформированности представлений данного типа. Однако в реальной жизни не всегда эти поступки человека оцениваются так же однозначно. Человек ис­пользует ветки деревьев для лечения, поддержания чистоты, кор­мит животных, выращивая их на мясо, и не всегда посадка деревь­ев полезна для природы. Это побудило нас выяснить представления детей о качествах личности, обеспечивающих данные поступки, ха­рактер отношения к себе, к людям, природе.

Мы выясняли, как ребенок понимает, что означает добрый, за­ботливый, бережливый, милосердный, человечный, отзывчивый че­ловек и др. Детям предлагалось рассказать о таком человеке, дать оценку этому качеству человека. Наиболее знакомы детям понятия «добрый», «заботливый», «бережливый». Объясняя понятия, дети обозначали поступки по отношению к животным, растениям, свер­стникам, пожилым людям. Чтобы более полно изучить представле­ния детей об этих качествах, детям предлагались наборы иллюст­раций с изображений проявлений заботливости: тротуары без мусо­ра, парк и разбитые в парке клумбы, кормушки для птиц, улицы, политые из машин, мусорные контейнеры с крышками, люди, помо­гающие друг другу, урны для мусора и др. Исследования показа­ли, что дети не связывают понятие «заботливости» с организацией среды для человека (тротуары без мусора, урны, мусорные контей­неры с крышкой и др.) – дети не включали эти иллюстрации в поня­тие «заботливый».

На высоком уровне у детей сформированы представления о че­ловеке, как живом существе, о его системах жизнедеятельности. Дети легко называют части тела, их назначение, характеризуют зна­чение органов, включают человека в понятие «природа».Чтобы вы­яснить представления детей о ценности человека в природе, детям предлагалось разложить картинки с изображением человека, птицы, животного, дома, книги, машины, насекомого, вазы, скалы в той пос­ледовательности, в которой они представляют для них ценность. Лишь 20% детей поставили Человека на первое место. 60,5% обследуе­мых детей поставили человека по значению за животными, птицами и далее. Анализ показал, что в основном детей знакомят с биологи­ческими системами человека: опорно-двигательной, мышечной, пи­щеварительной, выделительной, кровообращения, дыхания, нервной системой и органами чувств. Такое содержание присуще большин­ству программ экологического образования дошкольников.

В отрыве от человеческих ценностей заключается суть кризиса экологического образования. Соответственно и выход из кризиса может быть только на путях утверждения гуманистической позиции в экологическом образовании. Целью гуманистической реконструкции экологического образования должна быть стыковка экологической и гуманистической составляющей воспитательно-образовательного процесса, насыщение содержания работы гуманистическими ценно­стями.

В свете отмеченного необходим переход от утилитарно-прагмати­ческих целей экологического образования, как совокупности знаний, умений и навыков, к гуманистической цели – к субъекту, к его лично­стному развитию. Таким образом, гуманистическая парадигма обра­зования предполагает смену созерцательной установки в обучении на творческую деятельность, и целью экологического образования становится именно развитие личности.

Гуманизация экологического образования выступает альтернати­вой бездуховности и безнравственности. Ребенок должен знать не только правила гуманного отношения к растениям, животным, сре­де, но и к человеку. У него должно быть сформировано понятие о том, что гуманизм – существенный признак Человека, что, проявляя доброту, заботливость, милосердие, внимание, Человек становится лучше. Дети должны научиться способам проявления сочувствия к животным, растениям и человеку, усвоить нормы взаимоотношений как со взрослыми, так и со сверстниками.

Проблема воспитания гуманных чувств нашла широкое отраже­ние в отечественной дошкольной педагогике. Значительный вклад в её разработку внесли исследования педагогов и психологов А.М. Ви­ноградовой, А.В. Запорожца, ГШ. Князевой, С.А. Козловой, Т.А. Мар­ковой, В.С. Мухиной, Е.В. Субботским, В.Г. Нечаевой, Г.А. Пеньев-ской, Г.П. Стрелковой, Д.Б. Эльконина, С.Г. Якобсон и др.

В.К. Котырло, Г.Н. Проколиенко отмечают, что воспитание гуман­ных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с другими людьми – взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности и общении, если они правильно постро­ены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Эмоциональная насыщенность содержания экологического образования выступает как одно из условий воспитания гуманных чувств. Необходимо дать детям возможность «выплеснуть» свои эмоции и чувства по отноше­нию к живому объекту: удивление, радость, восхищение.

Взрослым же необходимо показывать пример искреннего береж­ного и заботливого отношения к животным и растениям: эмоциональ­но окрашено, ласково обращаться к живым существам, называть объекты именами, вызывающими у детей симпатию, задавать воп­росы живому существу о его самочувствии и т.п., устанавливать доверительные отношения между детьми и животными, предлагая детям убедить животное в том, что его не обидят и т.д. С детьми необходимо обсудить, что могут сделать маленькие дети для сохра­нения первых весенних цветов, бабочек, жуков, чем могут помочь птицам в трудное для них время, бездомному котенку, собаке и т.д. Необходимо организовывать деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала фор­мированию практических навыков и необходимых представлений о гуманности и постепенно «переходила» в самостоятельное поведе­ние детей.

Опыт работы с детьми показал, что результаты во многом зависят от методов обучения и воспитания, которые затрагивали бы чувства детей, вызывали радостные переживания, желание узнать что-то новое, научиться применять знания, совершать добрые поступки. Воспитание гуманных чувств, заботливого отношения к окружающе­му миру в конечном итоге зависит и от личности воспитателя. Непре­менным условием должна стать опора на личностно ориентирован­ную модель взаимодействия.

Ее основные черты: взрослый и ребенок в общении «не рядом, не над, а вместе!»; цель взрослого: содействовать становлению ре­бенка как личности; задачи: обеспечение чувства психологической защищенности – доверие ребенка к миру, радости существования; формирование начал личности; развитие индивидуальности ребен­ка; способы общения – понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать чувства и эмоции; тактика общения – сотрудничество.

Гуманистическая трансформация экологического образования должна вызвать к жизни новые способы и средства в организации и методике образовательного процесса: проблемное обучение, тесная связь с практикой, внедрение в образовательный процесс информа­ционной технологии и т.д. Ключевым моментом эколого-гуманисти-ческого образования является деятельность и общение. Отсюда на передний план выходит роль педагога как образца для подражания. Он должен не только обладать знаниями, но и быть чутким, любить и уважать детей, способствовать их самореализации.

Зебзеева В.А.,

к.пед.н., ст. преподаватель Оренбургского государственного педагогического университета

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.