Образовательные ценности и процесс их интериоризации студентами

Образовательные ценности и процесс их интериоризации студентами

Содержание образования в высшей школе характеризует меру приобщения студентов к постоянно обновляющимся и развивающим­ся ее ценностям. Оно определяется содержанием цели, аксиологи­ей образования, особенностями социально-культурной деятельнос­ти студентов и охватывает ее способы, средства и результаты. Их освоение связано не только с отечественными ценностями культу­ры, но и ее западными и восточными аналогами, предусматривает диалог культур, вариативность форм и методов их презентации.

В образовательных ценностях зафиксированы критерии, опреде­ляющие основу формирования и развития личности студента, его жизни в обществе. Они указывают на человеческое, социальное и культурное значение отдельных явлений физической культуры, яв­ляются ориентирами в деятельности, своеобразной осью самосоз­нания личности, обеспечивая ее мировоззрение, социальную устой­чивость, мотивацию и направленность в учебной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Ценности образования определяют тип значимости ее предметов и явлений, имеющих только «человеческое измерение», они произ-водны от соотношения мира и человека, выражают то, что положи­тельно значимо для него. В противоположность объективной приро­де ценностей их восприятие и оценивание индивидом всегда субъек­тивно. Оценка может быть как истинной (если она соответствует цен­ности), так и ложной (если она ценности не соответствует). Субъек­том оценки может выступать отдельный студент, группа, общество; объектом – разнообразные явления физической культуры, ее воз­можные состояния, модели ее использования, образ мыслей; пред­метом – их социальная и личностная значимость. Оценка по своей природе диалектична и может приводить к переоценке ценностей в связи с изменением, как деятельности субъекта, так и с изменением объективных условий развития физической культуры.

На эмоциональном уровне оценка ценностей сопровождается чув­ствами удовлетворенности или неудовлетворенности; на рациональ­ном – осознанием их полезности, значимости. Субъективность вос­приятия ценностей физической культуры студентом является показа­телем развития их общей и профессиональной культуры как степени реализации его ценностного идеала, трансформации потенциального (должного) в актуальное (сущее). Это позволяет ему самоопреде­ляться и самореализовываться в образовательной деятельности, где ценности выступают ее условием и результатом.

Анализ качества образовательного процесса по освоению студен­тами образовательных ценностей позволяет констатировать, что он является наиболее уязвимой составляющей педагогической деятель­ности преподавателей и это ограничивает его аксиологическое осно­вание. Преобладает формальный характер презентации ценностей, типично прямолинейное воздействие на сознание, поведение и отно­шение студентов, которые не дают ожидаемого результата.

Каковы же психолого-педагогические решения этой сложной пе­дагогической проблемы, механизмы преобразования этого процес­са?

Профессиональная подготовка студентов, их личностное разви­тие требует формирования у них чётких ориентиров жизнедеятельно­сти, умения отделять подлинные ценности от мнимых, воспринимать и оценивать сложные, противоречивые явления и процессы совре­менного мира с позиций научного мировоззрения. Оно позволяет отражать действительность не только в её целостности, но и в реаль­ной значимости для личности.

Студенты проходят обучение в том возрасте, когда процесс цен­ностного самоопределения личности на мировоззренческом уровне не завершён. В этом возрасте ценностные представления личности подвержены частым колебаниям, изменениям, не наделены закон­ченным личностным смыслом, не имеют прочной мировоззренчес­кой основы, поэтому необходимым условием образовательно-вос­питательного процесса в вузе выступает формирование у студентов мировоззренческих ценностных структур самосознания, ведущая роль в которых принадлежит активному, свободному, творческому самоосуществлению жизнедеятельности, утверждению в ней гума­нистических ценностей.

В движении к этой цели необходимо уточнение самого понима­ния ценностных аспектов сознания. В работах, затрагивающих этот вопрос явно или неявно используется одномерно-иерархическая модель ценностного сознания, которая понимается как некоторое рас­пределение субъективных предпочтений личности, фиксируемых эмпирически соответствующей иерархией оценок. При этом, любое субъективное восприятие того или иного объекта как ценного, значи­мого признаётся достаточным основанием прогноза социального поведения.

Однако, такой подход не раскрывает причинных оснований связи между предпочтениями личности и соответствующими её действия­ми и поступками. То обстоятельство, что некоторый компонент мате­риальной и духовной культуры рассматривается личностью в каче­стве ценного, заслуживающего интериоризации, не обязательно ве­дёт к действиям, направленным на реализацию ценности, не детер­минирует однозначно определённую линию социального поведения и поступков.

Формируя ценностное сознание личности, необходимо учитывать, что оно является неоднородным, многослойным, включает ценност­ные представления различной детерминирующей силы, в том числе и не оказывающие реального воздействия на ее поступки.

В структуре содержания ценностного сознания личности можно выделить различные виды ценностных представлений, усвоенных в форме значений, «знаемые», но не разделимые ею. В данном слу­чае ценностное представление принадлежит обществу, социальной группе и просто присутствует в сознании личности, позволяя ей ори­ентироваться на соответствующую формулу социального поведения. Ценностное представление воспринимается здесь, главным обра­зом, в своём социально-нормативном качестве и служит для адапта­ции к социальной среде.

Некоторые ценностные представления, воспринимаемые личнос­тью из общественного и группового сознания приобретают для неё «личностный смысл», включаются в контекст реальной жизнедея­тельности субъекта, превращаются в конкретные цели деятельнос­ти. Такого рода ценностные представления реально управляют пове­дением индивида, «подталкивают» его к определённым практичес­ким шагам, к реализации поведенческой стратегии.

Вместе с тем, случается, что реализация ценности, её верифика­ция в реальном жизненном процессе приводит к разрушению опре­делённого ценностного представления и даже противоположной оцен­ке явлений. Реальная жизнедеятельность может дать и положитель­ную верификацию ценностных представлений, усвоенных ранее на уровне «значения», превращения их в реальные мотивирующие факторы социального поведения.

Следовательно, механизмы формирования ценностного сознания личности можно представить так: воспринимаемые ею ценностные представления, предъявленные общественным и групповым созна­нием, проходя через «фильтр» самосознания, дифференцируются на «значения» и личностные смыслы. Затем преломляясь через усло­вия реальной жизнедеятельности, жизненного опыта, они распада­ются на подтверждённые и неподтверждённые, на реально управля­ющие действиями и поступками и на те, которые просто хранятся в её сознании, позволяя ориентироваться в системе нормативных тре­бований.

Формирование ценностного сознания личности в полной мере происходит тогда, когда в нём возникает система ценностных пред­ставлений, удостоверивших свою истинность, выступающих устой­чивой, проверенной мерой оценки различных жизненных ситуаций и обстоятельств, участвующих в формировании жизненных планов личности, организующих и направляющих её активность в своём качественном своеобразии и неповторимом социальном облике.

Таким образом, для того, чтобы целенаправленно воздействовать на ценностное сознание студентов, недостаточно сообщать им «го­товые» представления о ценном. Необходимо, чтобы в сознании лич­ности сложились ценностные представления наполненные личност­ным смыслом, чтобы они верифицировались, превращались в про­веренные личным опытом реальные мотиваторы социального пове­дения.

Что представляет собой первый «фильтр» восприятия личности ценностных представлений? Это входящее в самосознание, в «Я-образ» личности, представления о высших ценностях бытия, т.е. -своеобразная аксиологическая концепция жизни. Определение не­которых сфер жизнедеятельности или обладающих наивысшим цен­ностным статусом для самореализации выступает важнейшим мо­ментом формирования «Я-образа», стабильность которого зависит от ценностной иерархии видов деятельности, рассматриваемых в ка­честве преимущественной сферы самосознания.

Ценность личности выражается не только в предпочтении какой-то основной сферы деятельности: учебной, профессиональной, ду­ховно-культурной, социальной, физкультурно-спортивной, семейно-бытовой (или их различных сочетаний), но также и в предпочтении практической или теоретико-познавательной, эстетической или физи­ческой, коммуникативной и др. Качественное своеобразие ей прида­ёт и общее понимание смысла и назначения своей жизни, конкрет­ная ценностная окраска этого смысла – альтруистическая, гедонис­тическая, ригористическая и др. Смысложизненный аспект самосоз­нания носит мировоззренческий характер и организует в единую си­стему общее личностное отношение к жизни, исходную ценностную позицию.

При формировании ценностного сознания акцент нередко делает­ся на его эмоциональный характер, при котором доминирует обмен чувствами, эмоциональными состояниями. Если ценностное созна­ние студентов формируется теми способами, которыми осваиваются знания и умения, духовное воспитание не даёт желаемых результа­тов. Ведь приобщение к ценностям культуры имеет разные механиз­мы: передача знаний осуществляется на основе коммуникаций, уме­ний – в ходе практического общения, а передача ценностей – сред­ствами духовного общения.

Однако вне рационально-логического истолкования ценностей, в том числе средствами научной деятельности с соответствующими теоретическими процедурами, методами и приёмами, этот процесс был бы неполным. Приобщение к теоретическому уровню ценност­ного сознания предполагает особые методические подходы и при­ёмы, требует самостоятельной, напряженной мыслительной деятель­ности (например, в проблемном общении). Результаты такой деятель­ности приобретают позитивную эмоционально-ценностную окраску, при которой рациональное содержание знаний превращается в «лич­ное достояние» студента, в установки определённого поведения.

Ценностные представления, с помощью которых студент осозна­ёт себя как уникальную личность, определяет своё место в мире, отношение к нему, должны быть созвучны общей эмоциональной настроенности, отвечать её сокровенным чувствам. Поэтому наряду с теоретическими необходимо использовать духовно-практические формы воздействия (праздники, торжественные церемонии, ритуаль­ные акты и др.), эмоционально объединяющие студентов, поднима­ющие духовное общение на высоту, недоступную в повседневной будничной обстановке. Формы духовно-практического общения вы­ступают необходимым условием эмоционального переживания сту­дентами этапов жизнетворчества, образцов для профессионального подражания выдающимся ученым, педагогам. Тем самым создаёт­ся своеобразный «биографический фон» высших ценностей своей жизни и профессиональной деятельности.

В процессе жизнедеятельности те или иные ценностные представ­ления обнаруживают свою состоятельность в том случае, если со­единяют социальные качества личности с соответствующими фор­мами деятельности, сущностную определённость личности с соот­ветствующим ей образом жизни. Социальные качества личности ин­тегрируют в себе сочетание аксиологических качеств (ценностное самосознание, уровень и характер её ценностных притязаний) и фун­кциональных (уровень интеллекта, особенности мышления, речи, темперамента, характера, врождённые способности, приобретённые знания и умения, здоровье и соматический облик); словом все ког­нитивные, чувственные и физические силы индивида. В единстве с конкретным ценностным содержанием «Я-образа» они образуют сущ­ностную определённость личности.

Само социальное качество в процессе жизнедеятельности не ос­таётся неизменным. В соответствии с ценностным сознанием, осва­ивая формы деятельности, студент тем самым изменяет и развивает аксиологическую и функциональную составляющие социального качества, свою сущностную определённость. Проверенные реаль­ным опытом жизнедеятельности ценностные представления, имею­щие личностный смысл – актуализируются, а не имеющие его – от­брасываются. При этом, происходит коррекция самосознания, уточ­нение представлений о самом себе, о своей сущности, о необходи­мых для её реализации формах жизнедеятельности. В конечном счёте формируется устойчивая ценностная направленность личности, её генерализующее начало, пронизывающее и обобщающее все виды ценностных ориентаций.

Виленский М.Я.,

д.пед.н., профессор кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.