Образование женщин: экскурс в историю

Образование женщин: экскурс в историю

Система образования, которая существует сегодня, формиро­валась на протяжении всего существования человечества. Сейчас доступ к этой системе имеют в равной степени и мужчины, и женщины. Но так было не всегда. На разных этапах развития человечества общество меняло свое отношение к женщине: от дискриминационного к феминистическому. И связано это было, прежде всего, с положением женщины в обществе и семье. Исходя из этого формировалась система стереотипов (в совре­менной науке называются гендерными), которая навязывалась женщине обществом. В большинстве случаев отношение к жен­щине носило пренебрежительный характер.

Целью статьи является анализ факторов, которые способство­вали низкому положению женщин в обществе и исключению их из системы образования.

Уже на первых ступенях развития общества зародилось понятие разделения полов, что в современном языке получило название «стратификации» — рассмотрение двух полов как неравных между собой, где обязательно мужской пол является высшим по отношению к женскому. Такое явление существует во всех культурах только с разным проявлением: в простых обществах проявление стратификации практически не наблюдалось, поскольку существовала взаимозаменяемость труда женщин и мужчин: женщины могли выполнять работу, которая считалась исключительно мужской, тогда как мужчинам не чужда была работа по дому, воспитание детей и т. д., т. е. все то, что совре­менное общество вменило в обязанность женщине. Такие факторы, как собственность, власть, разделение труда привели к полному исключению женщин из общественно-политической жизни, из управления государством, в том числе и из системы образования. На многие годы получение образовательных услуг стало для них недоступным. Проследим путь, по которому прошли женщины для достижения равенства с мужчинами. Хронология исследования:

1)   Первая ступень половой жизни человека: характеризуется неупорядоченными связями внутри племени. Позже греки назвали такие отношения гетеризмом, подразумевая связи холостых мужчин или живущих в единобрачии, с незамужними женщинами. Мы видим, что женщина, как впрочем, и мужчина, занимала низкое положение в обществе, однако по отношению к мужчине такое поведение считалось допустимым. И уже на этом этапе появляются первые идеи о вторичности женщины, ее второ-степенности. Позже, в XX веке, эту идею четко сформулировала французская писательница Симона де Бовуар: «Историю создают мужчины, мифы делают их героями. В то же самое время женщина является вторичной, то враждебной, то покорной, но всегда соотносится с мужчиной как Абсолютом».

2)   Первобытный строй: такие факторы, как собственность, половое разделение труда, власть, церковные предубеждения стали приоритетными при определении места женщины.

3)   Античный период характеризуется двойственным отноше­нием к женщине и представлен в трудах двух великих мыслителей античности: Платона, которого называли античным «фемини­стом», и Аристотеля, убежденного в неравенстве между полами.

Платон предлагал разделить систему воспитания и образо­вания в соответствии с двумя возрастами: от семилетнего возраста до наступления половой зрелости и от наступления половой зрелости до 21 года. Образование было необходимо для восполне­ния того, чего недостает от природы. Платон говорил об одина­ковой системе образования для обоих полов, что включало четыре основных предмета: грамматику (чтение и письмо), гимнастику, музыку и иногда рисование. Грамматика и рисование имели большее практическое значение для жизни; гимнастика была для развития мужества, а музыка — для удовольствия. Эти предметы были общими для мальчиков и девочек, но уже поварское искусство считалось исключительно занятием для девочек. Таким образом, мы видим проявление неравенства между полами на обычном, житейском уровне.

4) Средние века характеризуются двойственным отношением к женщине: положительный и отрицательный, к которому относили ведьм. Девочки от рождения считались более грехов­ными существами, нежели мальчики, поэтому крестили их на 46-й или на 80-й день, а не на 40-й, как мальчиков.

В системе образования участвовали только мальчики, проходя две ступени: начальную школу и «главную», высшую. Курс начального образования состоял из чтения, письма, церковного пения и счета. Университеты имели четыре факультета: млад­ший — артистический и старшие — юридический, медицинский и богословский. Младший факультет был обязательным для всех, будучи «фундаментом, основой и источником для других наук», где изучали семь свободных искусств: грамматику, диалектику, реторику, музыку, арифметику, геометрию и астро­номию. Закончив обучение на артистическом факультете, студент переходил на старший факультет, углубляя свои познания в той или иной области знаний.

Таким образом, женщины были полностью исключены из системы образования, занимаясь лишь семейным хозяйством и воспитанием детей.

5) Возрождение, как и предыдущие эпохи, характеризуется подчиненным положением женщин в семье и обществе: была распространенной идея о вторичности женщины, когда продолжение рода считалось единственным оправданием смысла ее жизни. Произошло разделение труда и занятий на мужские, считавшиеся престижными, и женские. Иногда женщины нани­мались на работу в другие дома, чтобы получать деньги. Такую работу больше принимало патриархальное общество, нежели непрестижный домашний труд. Таким образом, можно сделать вывод, что распространенным образом женщины была скромная, покорная личность, которая во всем подчинялась своему мужу. Такой идеал женщины можно найти в творчестве Ж.-Ж. Руссо: мужчина и женщина равны только как биологические существа, в социальном же плане они не могут быть равны, поскольку у них разное предназначение в жизни. Руссо предлагал исключить женщин из сферы гражданского общества и навязать только сферу семейного. При этом Руссо не отрицал того, что женщина нуждается в получении образования, он был против­ником развития в женщине «мужских качеств», «женщина должна оставаться женщиной».

Согласно существующим стереотипам в обществе, строилось воспитание и образование женщин: часть из них получала домашнее образование: чтение, арифметику, музыку и рисование. Большинство же девушек отдавали в пансионаты — закрытые учебные заведения при монастырях, где они жили в полной изоляции до замужества. Женщины же из бедных классов вообще не получали никакого образования. Такая система разделения приоритетов в образовании действовала до того момента, пока женщины не начали искать работу и зарабатывать себе на жизнь. Оказалось, что у них нет никакой профессиональной подготовки, поэтому женщины не смогли составить конкуренции мужчинам. Вслед за этим прозвучали требования свободы образования. И первой в этом деле стала Франция во время Французской бур­жуазной революции. В этот период возникает движение феми­низма, которое требовало провозглашения равенства всех, предоставления женщинам равного с мужчинами избирательного права и права на образование. Эти требования были приняты правительством. Однако в Европе в это время сложилось два противоположных мнения относительно будущего образования женщины:

1)   либерально-демократическое, представители которого выступали за равное с мужчинами образование;

2)   традиционно-патриархальное: женщина создана для семьи, должна быть матерью и воспитателем детей.

В газетах появились статьи о том, кто же будет воспитывать детей и заниматься домашним хозяйством, если все женщины примутся за науку и образование. В этот период во Франции, например, ходило прозвище «синий чулок», которое относилось к женщине и означало женщину, получавшую образование. Образование считалось уделом одиноких женщин, которые не смогли удачно выйти замуж, и которым ничего не остается, как только получать образование.

XIX век стал поворотным в деле образования женщин. В центр внимания поставили вопросы о равных возможностях в получении образования для мужчины и женщины. Тендерное образование учитывает различие полов: особенности развития мужчин и жен­щин, и связанные с этим проблемы образования. Целью гендер-ного образования является формирование самоидентичности личности с целью преодоления стереотипов, существующих в обществе.

А. Дыбина

Молодые ученые Харьковщины-2008 / М-во образо¬вания и науки Украины, Харьк. обл. гос. админ., Совет ректоров Харьк. региона, Нар. укр. акад. — Х. : Изд-во НУА, 2008. — 148 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.