Образование как социальный фактор повышения безопасности личности в современном мире

Образование как социальный фактор повышения безопасности личности в современном мире

Современный мир все более выявляет свою противоречивость. Многого достигнув во всех сферах жизни, мы ясно увидели огром­ные «провалы» в том, что еще вчера казалось уже решенным или достигнутым. Как отмечал Николай Бердяев, «результатом истори­ческого движения является совсем не то, к чему сознательно стре­мятся его творцы, а совсем другое». Западная цивилизация, до­бившись определенных вершин потребительского общества, столк­нулась с проблемами, которые пока трудно вписываются в устояв­шуюся прагматическую плоскость бытия. Подчас эти проблемы ка­жутся пришедшими «извне», экзогенными по отношению к цивили­зованным формам организации социальной жизни. Но при ближай­шем рассмотрении они оказываются итогом «особых точек зрения западной цивилизации», которые долгое время считались достиже­нием и высшим благом, например, антропоцентризма, индивидуа­лизма, потребительского материализма, демократии. Растущий про­цесс отчуждения людей, проявляющийся в различных формах дея­тельности человека, указывает на достижение определенных преде­лов роста западной цивилизации. С новой силой встают вопросы о целях человеческой деятельности, о смысле жизни. Они носят не только личностный характер, но и мировой, глобальный.

Проблемный и нестабильный социальный мир вызывает к жизни осмысление интересных и неожиданных феноменов. Например, экс­плицируется проблема страха, опасности, угрозы, риска. Войны, тер­роризм, экономическая депрессия, бедность, природные катастро­фы сопутствуют человеку, несмотря на «всесилие» техники и науки, развитую экономику, технологичесую и информационную революции. Западная цивилизация в целом миновала эпоху традиционных об­ществ, в которых существовала хорошо отлаженная система адап­тации человека и его «защиты» религиозными, мифологическими, коллективистскими (включенность в традиционные социальные струк­туры) способами. Конечно, с современной точки зрения, эти спо­собы во многом работали в системе приоритетов общественного над личным, несвободы над свободой. Современность, без сомнения, несет в себе большую свободу, большие возможности, большую динамику для человека. Но, наряду с этим, у человека появляются проблемы и чувства, которые, вероятно, были мало знакомы пред­шествующим поколениям. Рост самосознания личности, ее освобож­дение во многих аспектах жизни, разрывает привычную систему ох­ранения и защиты. Цивилизация, многократно увеличив возможнос­ти человека, минимизировала механизмы традиционности, актуали­зировав внешнюю и внутреннюю свободу реального человеческого бытия. Эта великая победа личности, индивидуальности и свободы имеет оборотную сторону. В сложной ситуативности современной жизни человек должен найти нетрадиционные способы и механизмы обеспечения своей жизни, жизни близких и, в конце концов, жизни общества. Недаром современное гуманитарное знание уже «размыш­ляет» о возможностях культуры опасности и культуры безопасности как важных звеньях новой гуманитарной парадигмы XXI века. Реше­ние этих проблем связано как с макро- так и с микроуровнями жизни, как общемировой безопасностью, так и безопасностью конкретного человека.

Современная философия эксплицировала понятие «безопасность личности». «Безопасность личности – это комплекс проблем, свя­занных с созданием и функционированием благоприятной внутрен­ней и внешней среды; это – гармоническое развитие самого челове­ка; это – состояние комфортности, благоприятное самочувствие: это – реализованная способность жить в ладу с самим собой, обще­ством и природой; это – высокое качество жизни». Условия, по­нижающие уровень опасности, риска, дискомфортности жизни явля­ются комплексными и включают в себя целый спектр обществен­ных, государственных, политических, культурных, духовно-религи­озных факторов. Образование можно отнести к числу таких факто­ров. В Докладах о развитии человека (доклады составляются в рам­ках Программы развития ООН с 1990г.) образовательные пара­метры являются характеристиками внутреннего технологического потенциала страны. Отсутствие всеобщего образования, наряду с голодом, крайней нищетой по доходам, младенческой и детской смертностью, классифицируется как серьезное лишение в жизни стра­ны и человека.

Особенность образования в современном мире в том, что оно трансформируется в одну из базовых общественно-экономических и информационных систем и становится жизненно необходимым каж­дому человеку. Это определяет многие его параметры, его необыч­ность по сравнению с традиционными формами и прежней нетоталь­ностью образования в обществе. Образование превращается в от­крытую и тотальную систему – надо не только учить всех, но еще и постоянно «переучивать», изменять квалификацию, обучать новой профессии и т.д. Общеизвестное изречение «многие знания – мно­гие печали», относящееся к понятию философской мудрости, опре­деляет образование как знание потаенного, открытие которого трево­жит дух человека. Сейчас мы говорим об образовании не как об осо­бом таинстве, а как о совершенно необходимом атрибуте жизни че­ловека в мире. Трансформируются его функции и роль в обществе. Актуализируются возможности образования в повышении деятель-ностного, нравственного, культурного, коммуникативного, поведен­ческого потенциала современного человека. Человек знающий есть человек, владеющий внутренними (в себе) и внешними (вокруг себя) ситуациями.

Образование создает благоприятный внутренний мир человека, базирующийся на моральных ценностях. Это развивает человека, придает ему внутренние силы и способность вариативной ориента­ции в социокультурном плюралистическом пространстве. Образован­ность человека – это возможность достойного выхода из внутренних нравственных, духовных, личностных конфликтов, которые, с точки зрения Э.Фромма, ведут к просветлению и усилению человека, что и способствует состоянию душевной комфортности. Образование актуализирует такие параметры личности, как духовная целостность, активность, автономность, которые необходимы для жизни в совре­менном мире. Образование связывает их в систему открытых воз­можностей самореализации человека, повышающих его безопас­ность, дающих комфортность, благоприятное самочувствие, высо­кое «качество» духовной внутренней жизни. В таком контексте обра­зование будет минимизировать чувство неуверенности, которое мо­жет возникать вследствие получения неблагоприятной или непред­полагаемой информации, которая потоками «льется» на современ­ного человека. Очевидно, что формирование духовно-нравственно­го «основания» личности должно стать при этом одной из главных целей образования. В тоже время, образование дает человеку про­фессию, что позволяет ему расширить пространство выбора стату­са, места в жизни.

Общественной форме бытия образования, т.е. системе образова­ния, необходимо актуализироваться как системе поддержания безо­пасности личности. Образование, в целом повышающее безопас­ность, не должно входить в противоречие со здоровьем человека и с тем, в каких условиях образование приобретается. Это принципи­альное положение, поскольку образование сейчас занимает суще­ственную часть жизни человека и те условия, в которых оно осуще­ствляется, становятся в один ряд с ведущими параметрами безо­пасности человека.

Аспект поддержания безопасности личности пока недостаточно эксплицирован в содержании и в социальной системе образования. Западному обществу предстоит осмыслить неизбежность динамики цивилизации не только в технологическом и информационном, но и в нравственно-духовном аспектах. Реализация этого – длительный и противоречивый процесс. Кроме всего прочего, к нему должно быть подключено и образование. Ему тоже предстоит осуществлять сози­дающие перемены в мировоззрении человека, которые будут откры­вать возможности его самореализации в новом мире. Образование в обществе необходимо формировать как особую организацию обра­зовательной охранительной среды, придав ему функцию повыше­ния безопасности личности, соответствующую экологии человека и экологии мира.

Бадальянц О.В.,

к.филос.н., доцент кафедры социологии и политологии Северного Международного университета, г. Магадан

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.