Образование и общечеловеческая нравственность

Образование и общечеловеческая нравственность

Образование, т.е. обучение наукам способствует, как известно, развитию добродетели в людях с нравственными задатками. В свя­зи с глобализацией миропорядка и категория нравственности долж­на быть общечеловеческой. Это чрезвычайно важно в условиях ги­гантского развития научно-технического прогресса. Ибо последнее затрагивает не только все стороны социального бытия людей, но и окружающую среду, включая космос.

Угроза человечеству исходит из его бездумного, а часто осмыс­ленно-варварского отношения к природе в ходе производственно-хозяйственной деятельности, а также возможности применения ядер­ного, бактериологического и химического оружия.

В развитии наук к концу второго тысячелетия образовался опас­ный флюс в социальном организме человечества: естественные на­уки (физика, химия и другие) ушли, оторвались на астрономические расстояния от своих нравственных тылов, обеспечиваемых во мно­гом гуманитарными науками (педагогика, социальная психология, философия, юриспруденция и т.д.) и создали катастрофическую си­туацию для всей цивилизации не только путем атомного, бактериоло­гического и химического самоуничтожения, но самоотравления всех людей планеты из-за загрязнения окружающей среды.

Насколько хорошо разработаны законы и формулы в естествен­ных науках, настолько плохо, на зачаточном уровне разработаны и открыты в общественных науках нравственные законы жизни, осо­бенно в межнациональных отношениях.

Если земная цивилизация окажется жертвой собственного науч­но-технического прогресса и погибнет, то самые махровые реакцио­неры и консерваторы-мракобесы, неистово боровшиеся против на­уки, будут по праву достойны звания самых разумных и прогрессив­ных людей на свете, а отсталые феодальные общества будут счи­таться передовыми.

Эти глобальные угрозы порождаются в конечном счете эгоизмом и алчностью людей, населяющих разные государства, т.е. их без­нравственностью.

От дефицита общечеловеческой нравственности страдают соци­альными хворями и государства в целом. Государство, как и чело­век, страдает разными болезнями: агрессивностью; маниакальным впадением в абсурдные крайности при решении социально-эконо­мических и политических вопросов, шизофренией сверхцентрализа­ции власти за счет прав своих регионов и, как следствие этого, -смертельной комой баланса интересов центра и регионов; идиотиз­мом поступков во внешних отношениях; властно-параноидальным садизмом в отношении собственных граждан; проказой коррумпиро­ванности управленческих и правоохранительных органов; чумой то­талитарной идеологии; холерой религиозного фанатизма (инквизиции); эпилептическими припадками демагогии политиков; церебральным параличом общественной нравственности; громадными язвами пре­ступности; спидом правового нигилизма; геморроем безработицы.

Как видно, болезни государства – это не столько дефицит образо­ванных менеджеров, чиновников, сколько дефицит общечеловечес­кой нравственности в обществе.

Насколько люди несовершенны, настолько несовершенно в це­лом их государство и, в частности, правительство, ибо у бескультур­ных, ленивых и злобно-завистливых людей нет и не может быть ни цивилизованного правового государства, ни компетентного (нормаль­ного) правительства: их вечный удел – варварская страна с диким бессовестным обществом (независимо к капитализму или социализ­му она относится), постоянно порождающим в своих недрах рево­люции, бунты, массовый террор, государственные перевороты, вой­ны, смуты, голод и межнациональные конфликты.

Если авторитарно-полицейские государства в начале третьего тысячелетия в своем сознании, нравственности находятся еще на уровне средневекового феодализма, на вооружении которых были арбалеты и мечи (что соответствовало порогу их сознания), то какая же нравственность должна быть у людей, вооруженных атомными бомбами – этими реальными предвестниками конца света?! Народы, обладающие подобным оружием, должны быть исключительно чес­тными, справедливыми и доброжелательными. Но этого сейчас нет. Какая же гибельная пропасть ныне существует между нравственно­стью и смертельной планетарной вооруженностью людей!

Дефицит общечеловеческой нравственности в обществе заполня­ет во многих областях науки эгоистическая идеология государства, особенно этим страдают нецивилизованные страны. Именно с пози­ции государственного эгоизма и идеологии властей, далекой от нрав­ственности, там развиваются такие гуманитарные науки, как история, социология, юриспруденция и т.д. На этих науках строится и соответ­ствующее образование в средних и высших учебных заведениях. Развитие гуманитарных наук и образования вне рамок общечелове­ческой нравственности чревато негативными последствиями, ибо ча­сто извращаются объективные события, межгосударственные отно­шения, тенденции развития общества, фальсифицируются факты и т.п.

Все это находит отражение, прежде всего, в такой вечно живой науке, как история, а практическое воплощение – в юриспруденции (в законах).

Когда история – прислужница махрового эгоизма государства, идеологии властей, она и эпохальный лжец, и политический прово­катор, и гнусная карикатура на науку, иначе говоря, – прокаженная проститутка, заражающая страшной болезнью ненависти и маниа­кальной агрессивности всех, кто с ней соприкасается. О чем ярко проиллюстрировала идеология коммунизма и фашизма и соответ­ственно эгоизм тоталитарных государств.

Извращение официальной наукой истории малочисленных наро­дов в многонациональном государстве всегда осуществляется в уго­ду идеализации самого многочисленного народа (главной нации), либо общих лжеинтересов государства, за которым обычно скрыва­ются прошлые колониальные захватнические войны, создавшие ус­ловия для возникновения этой державы – империи.

Безнравственные общества порождают неправовые государства. Если в цивилизованном государстве закон стоит над властью, то в неправовых – власть стоит над законом, иначе говоря, закон – слуга власти.

Когда закон – слуга власти, он для народа – каратель и палач.

Неправовое государство и дикие джунгли – одно и то же: там правит не сила закона, а закон силы.

Диктатура закона возможна только при диктате общечеловечес­кой нравственности.

Вышесказанное позволяет, на наш взгляд, сделать вывод о не­обходимости увязать воедино образование с нравственным воспи­танием со школьной скамьи, а также в вузах.

Фаткудинов 3.M.,

д.ю.н., профессор, член союза писателей России, Государственный советник 2-го класса, зав. кафедрой предпринимательского и финансового права ИЭУП (г.Казань)

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 204 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.