О воспитательной функции музыки

О воспитательной функции музыки

В основе современной системы образования лежит принцип воспи­тания и обучения в контексте общечеловеческой культуры, доминиро­вания индивидуально-личностного отношения к проблемам и спосо­бам их решения. В условиях резкой и болезненной переоценки соци­альных ценностей в обществе наблюдается разрушение нравствен­ных норм, ориентация на прагматизм и меркальтильность как крите­рии успеха, социальная апатия, жестокость. Мотив востребованнос­ти знаний и вознаграждения за труд занимает ведущее место.

Новая образовательная парадигма предполагает перенос акцен­та с прагматических знаний на развитие общей культуры и научной формы мышления. На первый план выдвигаются задачи сохранения благ индустриального общества и снижения уровня вредного воз­действия на окружающую среду, экономного расходования природ­ных ресурсов. В этих условиях особую значимость приобретают за­дачи нравственного и эстетического воспитания, формирования вдум­чивого отношения к судьбам страны и всего человечества, граждан­ственности и патриотизма. Личность как объект и субъект воспита­ния выступает как открытая система, и ее духовный потенциал игра­ет решающую роль.

Гуманизация образования означает создание условий для развития способностей каждой отдельной личности, как можно более полной их реализации. Она обеспечивает становление собственно человеческого в человеке. Большинство сфер деятельности в обозримом будущем предстают как творческие, направленные на самого человека, суще­ствующие для его личностного развития. Кроме того, современный спе­циалист должен уметь быстро настраиваться на деятельность и адапти­роваться к ней. В связи с этим следует отметить огромные потенциаль­ные возможности музыкально-эстетического воспитания.

Традиционно музыка рассматривается философами, психолога­ми, педагогами как фактор эмоционального, творческого, эстетичес­кого и нравственного развития личности. В некоторых исследовани­ях выявляется благоприятное воздействие музыки на умственное развитие. Музыка – это вид искусства, который помогает человеку познать окружающий мир, постичь сложные законы бытия, расши­рить кругозор.

Влияние музыки на формирование и преобразование сознания человека использовалось во все исторические эпохи. В Древнем Египте применялись упражнения по музицированию, аккордовому сопровождению голоса, сочетались хоровое пение и танец. Идея египтян об использовании музыки для воспитания подрастающего поколения была использована греками, которые основали уникаль­ную систему общественного воспитания, в основе которой – эстети­ческое воспитание. Они считали, что развивать гражданские добро­детели эффективнее всего с помощью ритмических танцев и дис­циплинирующей музыки. Музыку сочетали с танцем и поэзией. В достижении внутренней гармонии, уравновешенности духовных и физических сил человека музыка служила своеобразной «гимнасти­кой души», способной оказать решающее воздействие на формиро­вание характера. Вся система музыкального воспитания в Древней Греции находилась под контролем государства и общества.

Следует отметить, что воспитательное значение греки выделяли не в любом музыкальном произведении, существовала строгая рег­ламентация. Например, Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только такая музыка, которая помогает ин­дивиду возвыситься до уровня общественных требований и осоз­нать свой собственный мир как единство с общиной. Были запреще­ны лидийский, миксолидийский, ионийский и эолийский лады, так как считались «размягчающими». В качестве пригодных для воспитания Платон принимал лишь некоторые инструменты – это лира, кифара и свирель. Выдающийся математик и философ Пифагор на­стаивал, что сила воздействия музыки – в нравственном, духовном и телесном очищении. Музыка считалась универсальным средством духовного и физического воздействия на человека, вследствие чего она использовалась в медицине.

Музыкальное искусство на всех этапах развития человеческого общества было и остается действенным средством формирования социально определенного типа личности. Восприятие музыкальных произведений ведет за собой установку сознания не на единичные предметы и их свойства, а на «взаимозависимость и сопряженность явлений, … наше внимание направляется не на отдельные качества, а на самый процесс движения, его организацию и его динамику. Все это как раз и составляет важнейшие стимулы, помогающие созна­нию ориентироваться в жизни». Музыка способствует широ­ким обобщениям, она динамична и диалектична. Она «может кон­центрировать сущность широких проблем и в то же время затронуть громадное множество эмоциональных сфер». Нематериаль­ные, абстрактные понятия помогают более объективно отражать дей­ствительность, объяснять реальные ситуации, «именно от абстракт­ных понятий должен произойти переход к практической внешнепред-метной деятельности. Вне и помимо этого этапа процесс познания не может получить целостного характера».

Музыкальные образы в соответствии с конкретным социально-историческим типом мироощущений раскрывают двери для реалис­тического отражения жизни, каждый поток художественно-эстетичес­кой информации порождает у субъекта стремление к поиску идеаль­ного состояния, что порождает противоречие между сущим (налич­ным состоянием художественно-эстетического сознания) и должным, т.е. каким оно должно стать в представлении самого субъекта. Каче­ственно новая структура культуры личности появляется как непредс­казуемая, но спектр ее возможных состояний можно предположить. Воспитательный эффект музыки заключается не столько в отраже­нии музыкального содержания сознанием, сколько в личностно-оценочной реакции человека на воспринятое, музыкальное содержание соотносится с собственными духовными ориентирами слушателя.

Основой такого соотнесения является интуитивная или осознанная потребность в восприятии музыки, в приобщении к ней как к важной, эмоционально привлекательной части духовного опыта человечества.

Сила душевного воздействия музыки уникальна, она «во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготов­ленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка». Музыка затрагивает неприс­тупные глубины психики, где рождаются сокровенные мысли, чув­ства, потребности, мотивы. Духовность не только связана с душой, внутренним миром человека, его ощущением и умственной деятель­ностью, но для педагогики важно и другое ее значение – подсозна­тельное, эмоциональное восприятие и переживание.

В процессе воспитания через музыку прослеживаются следую­щие преобразования:

–   идет чувственное обогащение духовного мира личности, непос­редственное эмоциональное восприятие искусства развивает чув­ственную сферу личности, уравновешивая однобокость обучения и воспитания, связанную с приоритетом умственного развития. Разум «очеловечивается», вся умственная сфера человека одухотворяет­ся, наполняется высшим гуманистическим смыслом. С накоплени­ем чувственно-эмоционального опыта усиливается осмысление и нравственное приятие действительности;

–   культура чувств сопряжена с культурой мышления, т.е. в про­цессе восприятия музыкального произведения слушатель стремит­ся познать внутренний смысл произведения, соотнеси содержание с формой, оценить и сопоставить отдельные музыкальные образы и т.п. Искусство не только «активизирует чувственную сферу челове­ка, но и стимулирует мыслительную деятельность, способствует по­явлению новых идей и проектов, увеличивает творческий потенциал сознания, его производительную отдачу»…. Музыкальное воспитание являет собой уникальное средство формирования един­ства эмоциональной и интеллектуальной сфер, единство аффекта и интеллекта. По мере присвоения художественного содержания че­ловек приобретает возможность многофункционально использовать его в различных областях своей общественной практики;

–   формируется новый уровень духовности, предполагающий бо­лее высокие нравственные цели и установки на основе творческого переосмысления достигнутого уровня. Человек стремится к даль­нейшему совершенствованию духовной культуры, а духовная куль­тура – это наиболее весомый, исторически обусловленный и практи­чески необходимый фактор развития личности. Составной частью ду­ховного потенциала личности является гуманизм, это один из путей ее духовного совершенства.

Особенность воспитательного воздействия музыки состоит в том, что оно носит комплексный, обобщающий характер и в его результа­те достигается новый качественный уровень развития личности. Та­кое воздействие носит социально-исторический характер, так как оно определяется уровнем развития общества на данном этапе разви­тия цивилизации и культуры. Подлинное воспитательное значение музыкального произведения состоит в служении прогрессивным гу­манистическим целям, поскольку в современном обществе от чело­века требуются гибкий интеллект, развитая коммуникативность, спо­собность и решимость взять на себя ответственность, воспроизво­дить и развивать культуру.

Даянова Н.Н.,

ст. преподаватель Российского государственного открытого технического университета путей сообщения, г.Казань

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 204 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.