О формировании творческой личности педагога средствами искусства

О формировании творческой личности педагога средствами искусства

Обновление нашего современного общества предполагает глу­бокие изменения в духовной сфере жизни народа, восстановление значения культурных ценностей Отечества. Цель изменения духов­ной жизни людей -развитие творческого потенциала каждого челове­ка, обеспечение духовного расцвета личности. В решении этой за­дачи важная роль принадлежит искусству. Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным цен­ностям. Оно выражает и формирует отношение ко всем явлениям бытия и к самому себе. Подчеркивая значение искусства в воспита­нии детей, Б.М.Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны психики человека – не толь­ко воображение и чувство, что представляется само собою разуме­ющимся, но мысль и волю. Отсюда его огромное значение в разви­тии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому-то художественное воспи­тание и является одним из могучих средств, содействующих все­стороннему и гармоничному развитию личности». (Психологические вопросы художественного воспитания. – Л., 1947).

Исследования, проведенные Т.С. Комаровой и ее учениками (А.В.Антоновой, М.Н.Братухиной, Г.В.Быховец, А.А.Грибовской, Т.Н.Дороновой, Е.В.Евдокимовой, О.Ю.Зыряновой, Г.П.Новиковой, З.И.Паздниковой, А.И.Савенковым, Н.М.Сокольниковой, О.А.Соло-менниковой и др.), убедительно показали возможность и необходи­мость комплексного использования народного искусства (изобрази­тельного, музыкального, литературного) во всестороннем воспита­нии и творческом развитии детей и взрослых. Поэтому эстетические знания, «транслирующие» богатейший человеческий опыт по содер­жанию, опирающиеся на интеграции всех видов искусств, должны быть направлены на формирование внутреннего мира педагога, его духовно-нравственного облика, творческой активности личности.

В научно-исследовательскую работу должны быть широко вклю­чены все педагоги дошкольного учреждения, так как педагог, рабо­тающий с детьми, – «ключевая» фигура в детском саду.

Работа по формированию художественно-творческих способнос­тей детей будет эффективно осуществляться лишь при условии, что педагогический процесс будут вести опытные квалифицированные педагоги. Поэтому ставится задача повышения художественной и профессиональной культуры воспитателей дошкольных учреждений. Для них необходимо организовать курсы и семинары, занятия раз­ными видами (художественной, речевой, музыкальной, изобразитель­ной, театрализованной) интегрированной творческой деятельности, проводимые специалистами.

В научной и научно-педагогической работе мы решаем следую­щие задачи:

1. Преобразовать всю обстановку дошкольного учреждения с уче­том указанных направлений работы (повышение уровня эстети­ческого оформления дошкольного учреждения, активное вклю­чение в этот процесс детей, педагогов и родителей, демократиза­ция самого педагогического процесса, его обращенность к ре­бенку и т.п.).

  1. Разработать интегрированные формы занятий (блоки, циклы) с детьми, объединяющие разные разделы воспитательно-образо­вательной работы, направленные на комплексное развитие худо­жественно-творческих способностей детей.
  2. Осуществить подбор произведений народного творчества для их непосредственного использования в работе с детьми; музыкаль­ный фольклор (народные песни разного характера, включая ко­лыбельные, хороводы, игры), декоративно-прикладное искусство разных видов (в основном это русское искусство: дымковские, каргопольскиеигрушки, различные матрешки, хохломская роспись, Гжель, Городец, Лолхоский-Майдан и другие).
  3. Систематически проводить с детьми народные праздники, обря­ды, досуги, широко включая детскую художественную деятелытъ
  4. Широко использовать в оформлении детского учреждения, праз­дников, обрядовых действий, досуга, продукты детского изобра­зительного творчества.
  5. Разработать методику изучения индивидуальных особенностей детей в различных видах художественной деятельности.
  6. Изучить индивидуальные проявления детей в разных видах ху­дожественной деятельности.
  7. Разработать программы эстетического воспитания и развития ху­дожественно-творческих способностей у детей разного возраста на основе полученных данных об особенностях детей.
  8. Формировать художественно-творческие способности у детей на разных возрастных этапах их развития.

10.  Изучить ход развития художественно-творческих способностей
детей, воспитывающихся в разных типах учреждений обществен-
ного дошкольного восстания.

11. Повышать профессиональный, художественный и творческий по­тенциал педагогов.

12. Установить связь со школами по изучению дальнейшего разви­тия детей в период адаптации и обучения детей в школе. Развитие детского творчества и художественных способностей

детей зависит от выполнения целого ряда педагогических условий, наиболее важными из которых мы бы назвали творческий подход педагога к осуществлению эстетического воспитания детей и руко­водству их художественным творчеством, бережное, заинтересован­ное отношение к продуктам детского творчества, приобщения роди­телей к пониманию специфики развития детского творчества, уважи­тельного отношения к творческим проявлениям детей; взаимосвязь обучения и творчества (при этом обучение не самоцель, оно должно служить творческому развитию каждого ребенка). И еще одно усло­вие: как можно больше разнообразия во всем (в организации работы с детьми, в формах работы, в методах и приемах работы и т.п.).

Готовить педагогов к развитию творческого начала у детей, к уме­нию видеть и понимать подлинную красоту, заключенную в народ­ном искусстве, необходимо уже на студенческой скамье, развивая духовную культуру, нравственность и профессионализм. Меаду тем, практика показывает, что педагогические институты недостаточно ориентируют молодого специалиста на творческие подходы в

своей работе. Мотивации, ценностные ориентации, способности, интересы и другие профессиональные характеристики личности пе­дагога не подвергаются системному педагогическому воздействию с целью пробудить в нем творческую активность. В совокупности средств, обеспечивающих развитие творческого потенциала буду­щих педагогов, важная роль принадлежит предметам художествен­но-эстетического цикла, например: «Основы национальной традици­онной культуры», «Народное искусство» и др. Поиск новых вариан­тов программ, по мнению Л.Г. Родионовой, «ведет к разработкам си­стемно-комплексного характера», что позволяет будущим педагогам, овладевая практическими умениями и навыками, познавать мощ­ные воспитательные возможности искусства, развивать собственный художественно-творческий потенциал, учиться творческому взаимо­действию с детьми.

К сожалению, приходится констатировать, что национальная тра­диционная культура в основном остается за бортом эстетического образования в вузе, за исключением некоторых вузов. Часто теоре­тические курсы и практические рекомендации дублируют содержа­ние аналогичной дисциплины, преподаваемой в общеобразователь­ных школах и педагогических колледжах, без учета подготовки пе­дагога с высшим образованием. А это ограничивает возможности целостного раскрытия творческой природы народного искусства, эффективного применения приобретенных знаний и навыков в педа­гогической деятельности.

Итак, профессиональная подготовка педагогов для образователь­ных учреждений должна перестраиваться, чтобы педагог стал под­линным носителем национальной культуры. В связи с этим, важна и актуальна разработка единого методологического подхода при раз­нообразии путей реализации перестройки национального образова­ния в дошкольных образовательных учреждениях, школах и вузах с учетом региональных и национальных особенностей; народное ис­кусство, по предложению Т.Я. Шпикаловой, необходимо «рассмат­ривать как особый тип художественного творчества». В формирова­нии целостной личности, способной воспринимать синкретическую народную культуру и искусство, необходимы поиски синтеза разных областей народного творчества в синтезе художественного образо­вания, разработка интегрированных курсов, примерными разработка­ми которых может служить программа «Основы народного и декора­тивно-прикладного искусства», программа интегрированного курса «Искусство» и др. Педагогам следует рассматривать процесс осво­ения народного искусства как действенный механизм обучения тра­диционной культуре и важный фактор развития творческой личности.

Абрамова Р.М.,

г.Москва Новикова Г.П.,

г.Москва

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 204 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.