Нравственно-эстетические ценности в учебно-воспитательной деятельности

Нравственно-эстетические ценности в учебно-воспитательной деятельности

Содержание эстетического воспитания учащихся в современных учебных заведениях претерпевает существенные изменения и в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечелове­ческие ценности. Актуальность проблемы эстетики и духовности обусловлена не только практикой, но и потребностями науки. В об­щеобразовательной школе мы имеем откровенно слабую эстетичес­кую подготовку, приводящую к отсутствию у молодежи развитых эс­тетических вкусов, ценностных ориентаций и устремлений. Следстви­ем является такой феномен, как молодежная субкультура с ее по­требительским отношением к духовным ценностям и вкусовым кон­формизмом.

В сложившихся социально-экономических условиях проблема формирования эстетической культуры учащейся молодежи приоб­ретает актуальную значимость и потому, что способствует формиро­ванию многомерной личности, имеющей творческую направленность в отношении к действительности и к себе, способной испытывать эстетические эмоции, чувства, реализовывать эстетические потреб­ности в творческой деятельности.

Сущность эстетического может быть определена только с учетом того, способствует или препятствует явление процессу поступатель­ного развития. Мера эстетического – это гармония прогрессивно раз­вивающегося явления. А.М. Горький называл эстетику этикой буду­щего.

В процессе восприятия эстетических явлений действительности, общения с ними, в ходе эстетического освоения мира у людей фор­мируются эстетические вкусы, оценки, взгляды и представления.

Эстетический вкус – это способность понимать эстетическое, раз­личать прекрасное или безобразное в природе, обществе, искусст­ве, давать оценки эстетическим явлениям. Эстетический вкус, сле­довательно, имеет оценочный характер, представляет собой сово­купность и систему эстетических оценок. Они складываются на ос­нове уже имеющегося опыта общения с эстетическими явлениями и в соответствии с определенными эстетическими знаниями, взгляда­ми, убеждениями, представлениями данного общества и его отдель­ных членов. Эстетические вкусы и оценки – составной элемент ми­ровоззрения человека.

Эстетические взгляды людей – наиболее мировоззренческий эле­мент эстетического сознания, ибо в них особенно отчетливо прояв­ляется его воспитательная направленность. Зависимость эстетичес­ких взглядов от политических, нравственных, философских и других идей несомненна, хотя и имеет сложный, опосредованный характер.

Эстетическая культура личности, формируемая в учебно-воспита­тельной деятельности – это сложное интегративное качество, выража­ющееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осоз­навать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовы­вать природу, окружающий мир человека «по законам красоты».

Эстетическая культура в единстве сознания, воспитания и дея­тельности является не только воспитывающим фактором, но и в оп­ределенных условиях – непосредственной производительной силой.

Формирование эстетической культуры означает не только созда­ние необходимых экономических и социальных условий для приоб­щения людей к ценностям художественно-эстетической культуры, но и осуществление программы эстетического воспитания, превра­щение людей в эстетически образованных потребителей прекрасно­го в жизни и искусстве.

Эстетическое воспитание – это воспитание потребности не толь­ко понимать и чувствовать прекрасное, но и создавать его и вносить в жизнь, труд, быт, отношения людей. Эстетическое воспитание обес­печивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности, установки, потребности и т.д.

Искусство – ядро и генеральное средство эстетического воспита­ния, которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических аспектов трудовой деятельности, несущих в себе эс­тетическое содержание. Источники эстетического воспитания – при­рода, общественная среда, искусство, музыка – являются по отно­шению к воспитаннику внешними факторами воздействия. Но едва ли самый сильный катализатор эстетического развития ребенка на­ходится в нем самом. Главный источник этого развития – деятель­ность: учебная, трудовая, общественная, спортивная, а в особенно­сти игровая и художественная.

Успешному эстетическому развитию личности способствует бо­гатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувства цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умение мыслить образа­ми, эмоционально реагировать на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира и т. д. В процессе эстетической и ху­дожественной деятельности совершенствуются мыслительные опе­рации: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способ­ности, умение планировать свою деятельность.

В многомерной модели систематики эстетического воспитания учащихся (студентов) можно выделить основные эстетические прин­ципы системности, оптимальности, социализации, положительного эмоционального фона обучения, направленности.

Эстетическая сторона труда делает его более интересным и при­влекательным для человека, рождает стремление не только воспри­нимать красоту, но и умножать ее. Красота труда вызывает новые эстетические потребности. Формируются эстетические критерии оцен­ки природы, человеческих отношений, поступков и действий.

Перевод эстетического воспитания на более высокий, качественно новый уровень станет возможным при соблюдении трех условий. Во­первых, если активно использовать все имеющиеся в теории и прак­тике положительные накопления в области воспитания детей и моло­дежи. Во-вторых, если, опираясь на единые психологические и методические принципы, вытекающие из теоретических постулатов дидактики художественного образования, скооперировать усилия всех учреждений, организаций, ведомств, занятых воспитанием. В-тре­тьих, если развивать систему эстетического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся, возможностей искусства и со­циальной практики учащихся: постижения естественно-математичес­ких и гуманитарных дисциплин, предусмотренных учебным планом общеобразовательной школы; полноценное включение в трудовую деятельность, межличностные отношения, общение с природой.

Видеть в труде созидательное начало красоты — должно озна­чать творение прекрасного и в соответствии с ним преобразовы­вать окружающий мир.

К конкретным чертам личности, которые формируются в процес­се нравственно-эстетического развития, мы относим: творческую активность и стремление к развитию; ответственность и чувство внут­ренней свободы; чувство собственного достоинства (самоуважения) и уважение к другим; готовность к социально необходимому труду и стремление к прекрасному; наличие твердых, не подлежащих пере­смотру идеалов; желание (умение) понимать других людей и требо­вательность к себе, другим; способность размышлять, анализиро­вать, сравнивать; а также – смелость, решительность и осторожность.

Гусева Л.Г.,

директор профессионального лицея № 41 г. Казани

Назмутдинов В.Я.,

к.п.н.. доцент кафедры педагогики ЕМФ КГПУ

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 204 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.