Место и роль философии в системе современных знаний

Место и роль философии в системе современных знаний

Считаем необходимым поддержать гражданскую позицию В.По-руса, И. Гобозова, М. Зеленцовой, К. Ерофеевой (Вестник РФО №№3, 4, 2002 г.) и многих других, душой болеющих за судьбу отечествен­ной философии. Кратко – не только о месте философии в системе современных знаний, но и о её значении для самой науки и вообще для развития общества. Известно высказывание А. Эйнштейна: «Если под философией понимать поиск знания в его наиболее об­щей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий».

Томас Манн того же мнения – считает философию «царицей наук. Она обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет итоги исследований во всех областях науки». «Филосо­фия – это сжатое изложение науки своего времени,» – вторит им Огюст Конт. И, наконец, слова Цицерона: «Философия есть куль­тура духа». Неужели нам не нужна такая философия, ни аспирантам – будущим кандидатам наук, ни маститым ученым?!

Мы считаем, что философия представляет собой структурную информацию третьего (высшего) уровня информационных языков (см. схему), играющую важнейшую роль в интеграции знаний, в позна­нии законов развития природы и общества, вообще в прогрессив­ном развитии всего человечества.

Верно ли решение об исключении кандидатского экзамена по философии?

Выступая на III Всероссийском философском Конгрессе, мы зая­вили о «вирусах», разрушающих философскую науку. Один из них -разложение интегративной науки на «кирпичики». Термин «филосо­фия» у нас последнее два десятилетия буквально «размазывают по стене». Как снежный ком растет число разных философий: филосо­фия науки, философия техники, философия образования, философия культуры, философия истории, философия искусства, философия хозяйства, философия производства, философия человека, филосо­фия морали, философия любви, философия насилия, философия ре­лигии, философия сознания, философия права, философия синерге­тики, философия экологии, философия политики, философия музыки, философия одежды и т.д. Нет им числа!

И вот на страницах «Вестника РФО» – новое открытие: филосо­фия преподавания философии, философия экономики. Нормальной экономики в стране нет, а философия ее вроде бы есть. Лучшая в мире система образования в мире разрушается, а «философия об­разования» появилась. В стране – социальный геноцид, а филосо­фия человека и философия права есть.

В быту пофилософствовать можно конечно обо всем, даже и о дверном замке, о его надежности: детерминированная эта система или вероятностная? Поэтому сие направление философской науки нам представляется бесперспективным, ибо это есть попытки фило­софствования на втором уровне информационных языков (см. схему), т.е. на ограниченном уровне отдельно взятой науки, дисцип­лины, единичного объекта или явления.

Знакомство с уже опубликованными книгами «Философия науки», «Философия техники», «Философия производства» показывает, что содержанию этих книг более адекватны названия «Основы наукове­дения», «История техники», «Развитие технологии производства» соответственно. В них нет подлинно философских обобщений, кото­рые возможны в основном на III уровне информационных языков, на базе синтеза достижений целого ряда наук.

Кстати, именно на этом, III уровне, путем обобщения огромного пласта новых знаний, привнесенных НТР, синтеза многих новых на­правлений науки и техники последних 50-60 лет, в России создана наша Философия информационной цивилизации. (ВЛАДОС, М., 1994, 335 с.) Работа тиражом в 20 000 экз. быстро стала библио­графической редкостью, общество получило новое диалектико-ма-териалистическое видение философии, которое ныне называют фи­лософией XXI века. Этот труд с энтузиазмом встречен и аудиториями

ВУЗов (читается с 1988 г.). Создан полный комплект учебно-методи­ческой литературы, включая компьютерную обучающую программу. Монография зафиксирована в энциклопедии «Философы России XIX-XX вв.» (М., 1999), удостоена двух международных наград. Вот ка­кого уровня современную философию должны осваивать аспиранты для успешного штурма новых высот познания. Мы вполне солидар­ны с мнением В. Поруса, что «затея изучения «Истории философии и науки» невыполнима, что «она приведет только к еще большей дискредитации философии – на этот раз уже на уровне подготовки ученых».

Как пример из новейшей истории науки о невостребованности философских знаний следует напомнить 1999 г., когда была пред­принята попытка вывести философию из числа обязательных вузов­ских дисциплин: в перечне 11 гуманитарных дисциплин в проекте 2-й Доктрины образования, она (философия) числилась на 10 месте, а экономика – на 11, без указания числа часов. Причем на первых местах числились 2 предмета – иностранный язык (400 ч.), физкуль­тура (380 ч.). После нашего официального отзыва, с жесткой крити­кой этого проекта как откровенной попытки реализации доктрины Даллеса, Минвуз был вынужден скорректировать: ввел 4 дисципли­ны как обязательные, и философия переместилась на 1-ое место (ГСЭ Ф.01). Но реформаторы не унимаются: предприняли теперь новую попытку изъять философию из перечня кандидатских экзаменов, что­бы отлучить ученых от современного миропонимания, а в целом -лишить россиян системного мышления, т.к. будущим рабам сырье­вой колонии достаточно знать язык хозяев и иметь крепкие мускулы.

Изъяв философию из области высшего образования, реформато­ры вторгаются и в школьные программы, внедряя пресловутый ЕГЭ. Несмотря на протесты научной и педагогической общественности, ректоров ведущих вузов, Минвуз директивно и решительно продав­ливает внедрение ЕГЭ, «выталкивая из школьников развитие их спо­собностей рассуждать, анализировать, находить внутреннюю логи­ку предметов». Оканчивая школу, им нужно лишь угадывать, напри­мер, какого цвета были туфли у Базарова… черного, белого, корич­невого и бежевого, угадай и поступишь в ВУЗ. Это ведет к дебилиза-ции общества, – пишет Н. Мирошниченко (Краснодар), – не оставля­ет России шансов когда-нибудь выкарабкаться из состояния миро­вой «кладовой» полезных ископаемых, обрекает будущих граждан России на прозябание, неграмотность, бескультурье».

В Минобразовании казалось бы должны знать, что многие стра-ны(например Испания, Франция) уже отказываются от тестов и ЕГЭ.

К дискуссии о том, является ли философия наукой.

Ряд философов (с дипломами докторов философских наук) до сей поры спорят о том, является ли философия наукой. Они заявляют;

–   «Философия – не наука, а особый вид, специфическая форма общественного сознания» (О том же см. учебники философии).

Мы говорим и неустанно повторяем:

–   Не согласны! Являясь интегрирующим звеном во всей системе наук, философия сама не может стать «не наукой». Более того, фи­лософия – это наука самого высокого уровня информационных язы­ков, как было показано выше. Она призвана выполнять функции сво­еобразного мониторинга за соответствием человеческой деятельно­сти реалиям жизни, требованиям устойчивого развития человечества в коэволюции с биосферой. Для этого она, как разум общества должна быть открытой системой, непрерывно развиваться, опера­тивно обобщая достижения естествознания, техники и социальной практики, то есть быть на сегодняшнем уровне знаний.

Однако философия может остаться лишь «специфической фор­мой общественного сознания», если отгородится от переднего края бурно развивающегося естествознания догмами, какой-то монопа­радигмой, если станет служанкой какого-то одного класса, защищать интересы лишь одной партии, или – еще хуже – интересы могучих ТНК, вырождаясь в доктрину Даллеса, идею зловещего «золотого миллиарда» и т.п. Тогда это уже не философия, а всего лишь идеоло­гия «золотого тельца», криминального рынка и наживы за счет дру­гих. Наши «олигархи» разве философствуют, обеспокоенные судь­бой России?

Таким образом, означенная в заголовке дискуссия ныне выходит на социальный уровень и даже поднимается до гамлетовского выбо­ра «быть или не быть» философии в XXI веке. На Конгрессе в Стамбу­ле на пленарном заседании 11.08.2003 Д. Ваттима (Италия) не слу­чайно оспаривал тезис о «конце философии в век демократии: – ка­кая демократия, мы сейчас живем в большом диктаторском обще­стве, заявил он, – конец философии – это сегодняшняя Америка Буша!» Не случайно американский философ Л. Фсйер свою книгу назвал «Американская философия мертва».

Подлинная же философия всегда была и стоит выше бизнеса, духа меркантилизма, (см. ниже). Она есть высший разум человечества!

По утверждению Ю.С.Осипова, все науки в своих основаниях име­ют философию, как связующее звено и системное миропонимание.

Философы, в первую очередь, должны анализировать свою эпо­ху, отражать сегодняшнюю действительность и этим самым способ­ствовать формированию позитивной деятельности людей – ныне живущих поколений, стать их «философией поведения», особенно в период кризисных ситуаций общества. Поэтому вузовские програм­мы и Госстандарт ГСЭ.Ф.01 следует пересмотреть: изучению совре­менной философии отводить существенно больше, например 2/3 объема часов, а истории философии – 1/3. Как показал многолетний опыт преподавания нами курса «Философия информационной циви­лизации», интерес к нему у студенчества не ослабевает, а нараста­ет, ибо эта философия служит обществу концептуально.

Вернуть науку «философия» в перечень кандидатских экзаменов!

Абдеев Р.Ф.,

академик, профессор МГТУ им.Баумана, г.Москва

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.