Культурологическая парадигма современного образовательного процесса

Культурологическая парадигма современного образовательного процесса

Как все меняется! И как я сам меняюсь! Н.Заболоцкий

Разговор о целях и ценностях воспитания и творческого самораз­вития конкурентоспособной личности мне бы хотелось начать с фра­зы замечательного педагога, своей жизнью подтвердившего право говорить об этом, Януша Корчака: «не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество, совместная жизнь». Именно эти слова, на мой взгляд, могут служить основанием фунда­мента заявленной темьы..

Цели и ценности воспитания порой слишком зависят от базовых установок общества. Мы получили от Запада заказ на «рыночный характер», определенный Эрихом Фроммом еще в 1976 году в его знаменитой книге «Быть или иметь» как желание сохранить спрос на себя в любых условиях. Это означает, что человек ощущается тоже как товар на рынке личностей, и цель такого рыночного характера -полная адаптация к условиям рынка: «Я такой, как Вам нужен».

Чем это грозит? Что за опасность таится за этой формулой? Ду­мается, в данном случае мы наблюдаем тот Рубикон, за которым -моральная деградация человека, все более отчуждающегося от нрав­ственности.

И цели, и ценности, и задачи воспитания зависят от той планки, которую им задает общество; от того, что читают и что смотрят наши дети, на чем выросли их добродетели: на боевиках, фильмах – эк-шен или на литературе, рождающей душу, а в душе – милосердие и мужество. Ушли в прошлое жалостливые элегии, народные сказки и волшебные мультики нашего детства. Современные анимационные фильмы для детей полны прагматизма, агрессии, конкуренции. Мо­гут возразить, что заражение сладкозвучной сиреной поэзии и мифо­логии не менее опасно, чем прагматизм современного «озападнен-ного» сознания. Бесполезно, мол, тратить время на какого-то Рубин Гуда или Квентина Дорварда, гораздо полезнее изучать науки, точ­ные и не лгущие, дающие прямую пользу уму и делу. Не отрицая их пользы, скажу, что они «лучшее худо», потому что, если вслед за cratio – речью – идет ratio – разум – это величайшее благо, когда каждому отводится свое место в единственной достойной сокровищ­нице – памяти. И ремесло врача, призванного укреплять жизнь и тело человека, и знание законов, обязанных исправлять порок, и слово должны быть защитой человечеству.

Считаю, что важнейшим условием воспитания конкурентоспособ­ной личности является ее изначальное право выбрать авторитет, к которому его ведут внутренняя симпатия и родство темперамента.

В 90-е годы в г.Зеленодольске работала по такой программе экс­периментальная школа № 1. Выбор авторитетного наставника мыс­лился тогда как выбор того или иного способа выражения идеи реф­лексирующей личности, обладающей огромным запасом эмпатии и эйдетизма. Со времен Леонардо мало изменилась цель творчества.

Как и прежде, она в том, чтобы облечь божественную идею гармо­нии и красоты в видимую форму, будь то лекция, формула или схе­ма. На место прежних, востребованных во времена Альберти и Лео­нардо прилежания и таланта, мы ставим расчет и алгоритм, но тогда вместо творческого поиска и свободного вдохновения мы получаем «Оду» Благодетелю из замятинского романа «Мы», созданную гени­альным строителем «Интеграла».

Есть ли какие-то ориентиры, по которым можно «создавать» кон­курентную личность? Поскольку пока еще современная институтс­кая система не отошла от таких форм, как лекция или семинар, то при высокой подготовленности и профессионализме преподавания можно найти некий методологический принцип для дидактической цели – саморазвития творческой личности.

Метод этот в своей основе должен содержать в себе активность, так как процесс усвоения знаний имеет активную деятельностную основу. Способы объяснения нового материала в учебных предме­тах разного типа, относящиеся к словесным методам, не должны сводиться к простому изложению информации.

Активность объяснения может успешно работать на развитие твор­ческой деятельности при условии, что способы научного объясне­ния соответствуют способам учебного объяснения: причинному, фун­кциональному, структурному. Очень важно также наличие содержа­тельного и процессуального сходства:

–     способ объяснения причин – причинный способ;

–     способ объяснения взаимосвязи, соответствия частей целому -функциональный способ;

–     способ объяснения фактов в рамках различных структур – струк­турный способ.

В учебном процессе объяснение применяется при изучении фак­тов, понятий, законов, способов деятельности, и для каждого нужна своя логика объяснения. Все они могут нести высокий потенциал при условии значимости личности самого преподавателя. Особенно хороши в этом отношении «лекции-дискуссии» и «сократическая лекция».

Дискуссия предполагает свободный обмен мнениями по одной или нескольким проблемам (лекция – «панель», по терминологии США), в ней участвует ограниченное число всегда хорошо подготов­ленных студентов. Их короткие сообщения подкрепляются высказы­ваниями «экспертов» или преподавателя. Не исключаются вопросы и со стороны других студентов. Такие дискуссии позволяют понять глубину и сложность поднятых проблем, неоднозначный подход к их решению.

«Сократическая» лекция читается по вопросам, заранее постав­ленным перед слушателями. Ее дальнейший ход зависит от ответов студентов. Эта лекция требует от преподавателя умелого использо­вания открытых и закрытых вопросов, вопросов-решений, альтерна­тивных идей, вопросов-информаций, вопросов-«цепочек», вопросов-мнений, риторических, наводящих, вопросов- предложений.

Может быть также лекция, которая вначале читается как инфор­мативная, это занимает 75% времени, а затем25% отводятся на воп­росы и ответы.

Значительное место занимают различные виды семинарских и практических занятий: дискуссия, симпозиум, форум, сессия.

Панель – дискуссия проводится оперативно, по конкретным воп­росам, вызывающим общий интерес. Затем один из студентов под­водит итог дискуссии.

Симпозиум – это краткие выступления студентов с небольшими докладами с последующим их обсуждением и формулировкой вы­водов.

Форум – один из видов свободной дискуссии, имеющей воп­росно-ответную форму. Участники могут выступать неограниченное время, но нужно наблюдать за тем, чтобы не терялся интерес у аудитории.

Другой вид свободной дискуссии – небольшая сессия. Группа раз­бивается по 2-3 человека и им предлагается решить задачу в услови­ях конкретной ситуации, максимально приближенной к реальной. Каж­дый из них должен самостоятельно проанализировать ситуацию, выб­рать, применяя метод рассуждения и умозаключения, модель, схе­му, пиктограмму, наиболее ярко раскрывающую ситуацию.

Индивидуализация обучения – еще один из способов пробужде­ния творческого потенциала личности. Это может быть индивидуаль­ный проект или анализ конкретной ситуации.

Эффективно развивают творческие способности интеллектуальная разминка, мозговая атака, ролевая игра, «круглый стол», «деловая поездка», «практикум».

Можно заметить, что эти методы и формы работы носят как груп­повой, так и индивидуальный характер, создавая возможность для свободного обмена мнениями, отстаивания своей точки зрения.

Даже несложные эксперименты показывают, что когда мы вклю­чаем в умственные и практические действия личностный компонент, создаем интеллектуальные условия для творчества, результативность обучения заметно повышается. Эвристическая деятельность углуб­ляет познание и помогает увеличить творческий потенциал личности.

Закрутаева Н.М.,

ст. преподаватель Зеленодольского филиала ИЭУП (г.Казань)

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 204 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.