Критерии отбора творческих заданий на занятиях по иностранному языку

Критерии отбора творческих заданий на занятиях по иностранному языку

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что творческие способности можно развивать как у интеллектуально развитых личностей, так и у тех, кто не обладает высоким интеллектом.

Личность, владеющая большим объемом знаний в конкрет­ной области, имеет больше возможностей для создания новых, оригинальных полезных продуктов. Но для развития способнос­тей к творчеству не так важна информация как таковая, а важны процессы ее получения, поиска, пути её использования. Поэто­му основополагающим принципом формирования творческой ак­тивности личности является необходимость не просто предлагать учащемуся готовые знания, но и знакомить со способами дей­ствий с ними.

Творческие способности наилучшим образом развиваются в де­ятельности, поэтому наиболее благоприятным для их развития яв­ляется такой учебный материал, который требует от обучаемых про­явления этих способностей, использует вышеперечисленные виды и типы учебно- творческих задач. Соответственно преподавателю необходимо разработать такие задания, которые бы отвечали дан­ным требованиям. В психологическом аспекте критерием творчес­кой деятельности учащихся является (субъективная) новизна про­дукта деятельности. Именно на это в творчестве учащихся и долж­ны ориентироваться преподаватели в данном процессе.

Чтобы органично соединить процесс обучения предмету с про­цессом развития творческих способностей, необходимо разрабо­тать содержание учебного предмета таким образом, чтобы каждое новое умозаключение обучаемого было результатом творческого ре­шения проблемы. Для достижения данной цели необходимо изыс­кать возможности для постоянного включения студента в проблем­ные ситуации в течение всего времени изучения того или иного курса.

В.И. Андреев указывает, что для творческого саморазвития лич­ности большое значение имеют эвристические методы генерирова­ния новых идей, таких как мозговой штурм, эмпатия, инверсия, метод эвристических вопросов, организационных стратегий. Но не менее значимы приемы творческого воображения, роль которого трудно переоценить в любой деятельности. Обобщая определения твор­ческого воображения, разработанные психологами и педагогами, можно сказать, что это вид умственной деятельности, направлен­ный на образование новых структур, идей, проектов на основе со­четания или рекомбинации известных элементов. В.И. Андреевым приводятся наиболее эффективные приемы развития творческого воображения1. Нами были отобраны те приемы, которые можно ус­пешно применять на занятиях по иностранному языку.

  1. Творческое или новое сочетание ранее известных элементов.
  2. Неоконченные тексты: любой рассказ предлагается прочитать до половины, затем придумать, чем и как он закончится. Сравнить предсказанное с тем, что реально далее описано в рассказе.
  3. Составление из нескольких мало связанных слов рассказа. Берутся, например, пять любых слов (ночь, дождь, автомобиль, погоня, реклама). Нужно составить из них рассказ. Данный метод эффективен, когда преподаватель вводит новую лексику.

Дисциплина “Иностранный язык” представляет широкое поле деятельности для развития творческих способностей студентов, поэтому целесообразно рассматривать возможности такого разви­тия на занятиях по данной дисциплине. Однако следует отметить и наличие некоторых трудностей в различении творческих и нетвор­ческих заданий.

Все ли проблемные задания можно назвать творческими, т.е. развивающими творческие способности студентов? Этот вопрос возникает по той причине, что творчество нельзя отождествлять с любым процессом переработки информации. В результате творче­ства мы получаем новый продукт, идею, которые отвечают критери­ям уместности, полезности и новизны. В качестве примера можно привести упражнения из пособия “Learn Grammar Tenses for Communication. Exercises and Creative Activities.” Упражнение, со­держащее задание заполнить пропуски глаголами в правильной форме и угадать название книги, является, на наш взгляд, проблем­ным, а не творческим, как утверждает автор1.

Plot summary: Fill in the gaps and then try to guess the name of the book.

A young married couple goes on a long journey. When they …. in the town, it….very full. They …to find a hotel or inn, but they….(not) find one anywhere. The innkeeper…that the woman is expecting a baby so he ….that they…stay in the stable with the animals. In the night the baby …born and the woman …him a bed in the hay. Later some shepherds

… to see the baby. Even three kings…presents for the baby. However,

the King of the country…that he will kill the baby so the family …to Egуpt.

Сравним его с таким творческим заданием, как написание газет­ной статьи к имеющимся заголовкам, используя грамматические структуры, выражающие возможности совершения действия.

•     Jet Crash-300 Escape (Pilot misses one plane but hits another).

•     Miracle Recovery (7-year -old Alison, deaf since birth, hears for the first time).

  • Milkman Rescues the Boy from Blaze.
  • Invention Allows Scientists to Control the Weather.

В этом задании студентам предоставляется более широкое поле для выражения своей творческой индивидуальности; студент сам придумывает сюжетную линию, объем материала и, по сути, созда­ет новый продукт. Также к творческим заданиям с полным правом можно отнести такое задание, как написание стихотворения. Сту­дентам предлагается выбрать рифмующиеся слова из нижеперчис-ленных и затем с этими словами написать стихотворение, посвя­щенное своему возлюбленному или возлюбленной:

 

arms forever mend rain
bad friend miss sad
broken heart hair moon talks
end hold never tears
eyes June pain tell
face kiss part together
fair leave place walks
fears lies pretend weather

Примером результата творческого задания могут служить сле­дующие четверостишия студентов, написанные студентами второ­го курса:

Just like a flower when winter begins, Just like a candle blown out in the wind, Just like a bird that can no longer fly I’m feeling that way sometimes After you leave me.

 

I want to live,

I want to love,

I want to see you,

I want to kiss you,

I don’t want to leave you.

‘Cause I will deeply miss you!

 

Every day I see you

I want to live forever

To love you and to kiss you

And live with you together.

Вторая часть такого задания: подобрать к английским послови­цам русские эквиваленты и с английскими пословицами придумать ситуации – также является творческой.

  1. Still waters run deep.
  2. Birds of a feather flock together.
  3. The leopard cannot change his spots.
  4. Every cloud has a silver lining.
  5. Rome was not built in a day.
  1. Москва не сразу строилась.
  2. Горбатого могила исправит.
  3. Нет худа без добра.
  4. Рыбак рыбака видит издалека.
  5. В тихом омуте черти водятся.

Творческие задания по иностранному языку можно разделить на лексические и грамматические.

Приведем пример грамматических заданий.

1) Студентам предлагается нарисовать символы, характеризую­щие их прошлое, настоящее и будущее. Затем они обмениваются рисунками и составляют рассказ о своем товарище, основанный на символах. При этом происходит повтор и закрепление граммати­ческих времен групп Simple и Continuous.

2) Студентам предлагается посмотреть на рисунки и заполнить пропуски глаголами в The Past Simple Tense. Работа над текстом продолжается в парах: студенты придумывают окончание расска­за, представляют его группе и сравнивают результаты.

Таким образом, в результате творческого задания всегда полу­чается новый продукт: рассказ, стихотворение, статья и т.д.

При работе со студентами на занятиях по иностранному языку преподавателю следует всегда четко различать творческие и не­творческие задания, если ставится цель развития творческих спо­собностей студентов.

Дарзаманова Г.З., к.филол.н., доц.

Хусаинова Г.Р., ст. преп. Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Будущее России: перспективы и стратегии развития. В 5 томах. Том IV. – Казань: Издательство “Таглимат” Института экономики, управления и права, 2005. – 320 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.