Категория национально-государственной идентичности: определение, структурные элементы, тенденции развития

Категория национально-государственной идентичности: определение, структурные элементы, тенденции развития

Первые предположения и прогнозы о том, что на смене второго и третьего тысячелетия произойдет переход к новой обществен­ной формации, появились в работах исследователей еще в 70-х го­дах ХХ века. Уже тогда были выделены основные признаки следующей постиндустриальной фазы развития, которая полу­чила название информационной.

Единственный факт, который не был учтен при составлении данных прогнозов — краткосрочность и быстротечность перехода информационной стадии в совершенно новую фазу развития — антропогенную, элементы которой наблюдаются сегодня в жизни большинства стран мира. Само название указывает на главную особенность этой формации — направленность на развитие личности. Человек становится центром развития общественной жизни, которая характеризуется высоким динамизмом развития и не менее высокой степенью неопределенности во всем, начиная от формирования структур государственного управления и заканчивая институтом брака и семьи.

В подобных условиях основой эффективного управления изменениями, происходящими во всех сферах жизни общества, является функционирование институтов, обеспечивающих сохранение либо гармоничное развитие различных аспектов идентичности отдельного человека и социума в целом.

В данной статье будут проанализированы составляющие национально-государственной идентичности, особенности функционирования государственных институтов, обеспечи­вающих ее сохранение и развитие, а также выделены основные тенденции развития и эволюции данной категории.

«Идентичность самосознание индивида или группы. Она представляет собой продукт самоидентификации, понимания того, что вы или я обладаем особыми качествами, отличающими меня от вас и нас от них. Идентичность присуща даже новорож­денному, у которого она определяется такими признаками, как пол, имя, родители, гражданство. Правда, эти признаки остаются латентными до тех пор, пока ребенок не осознает их и не само­определится с их помощью».

Любой индивид обладает различными видами идентичности: территориальной, культурной, экономической, социальной.

Национальная идентичность включает в себя определенные символы, аспекты и образования, обеспечивающие возникно­вение бессознательной связи личности с определенной этничес­кой группой; государственная, соответственно, с определенной страной.

В целом, национально-государственная идентичность, которая характерна для населения отдельного государства, является специфичной характеристикой в силу особенностей историчес­кого развития любой из стран мира. Кроме этого, уникальность понимания составляющих данной категории на индивидуальном уровне объясняется невозможностью существования у разных людей двух абсолютно одинаковых систем восприятия. Идентич­ность человека постоянно изменяется под влиянием различных факторов: особенностей процессов социализации, профессио­нального и культурного становления личности.

Несмотря на это мы попытаемся выделить общие составляю­щие, характеризующие категорию национально-государственной идентичности любого общества. К ним относятся:

  1. Язык, то есть символьная система, использующаяся для передачи, хранения и воспроизводства информации. Существует прямая зависимость между уровнем культурного развития страны и богатством выразительных возможностей используемой языковой системы.
  2. Символы государственной власти, ассоциирующиеся у ми­рового сообщества с той или иной страной — это территория, гимн, флаг и государственный герб.
  3. Религия. «Всякий народ определяет себя через религию не в меньшей степени, чем через язык… В Европе христианство привело к возникновению национальных государств». По результатам соответствующих исследований общества, в которых достаточно высока значимость религии, характеризуются более высоким уровнем национально-государственной идентичности своих граждан.
  4. Идеология и вытекающая из нее определенная националь­ная идея. То есть, совокупность взглядов на цели существования и дальнейшего развития государства. Как правило, содержатель­ные позиции национальной идеи закрепляются в виде официаль­ной программы развития на определенный период времени. В Украине, к примеру, это программа экономического и соци­ального развития на 2002—2012 гг..
  5. Культура, которая включает в себя различные исторические памятники архитектуры, литературный и фольклорный фонд, обычаи, ритуалы и традиции. В современном мире, уменьшение значимости идеологии приводит к возрастанию значимости куль­туры как источника национально-государственной идентичности.
  6. Определенное политическое и институциональное устрой­ство конкретного государства. Включает в себя систему государ­ственного регулирования и управления, сложившуюся партийно-фракционную структуру, законодательные и экономические устои, институт денег, семьи и т. д.
  7. Специфические элементы, характерные для каждого госу­дарства в отдельности. Например, определенные политические лидеры, значимые исторические события, культурные деятели или торговые марки.

Почему так важна категория идентичности?

Во-первых, именно идентичность является основным опре­деляющим фактором поведения человека в его политической, экономической и социальной активности. Чем выше уровень национально-государственной идентичности, тем более простая институциональная структура контролирующего и превентивного характера необходима для обеспечения безопасности осуществ­ления различных транзакций, в частности — выполнения контракт­ных обязательств.

Во-вторых, высокий уровень развития национально-государ­ственной идентичности общества является основой политической и экономической стабильности данного государства, то есть обеспечивает не только сглаживание конфликтов между различ­ными этническими группами его населяющими, но и повышает эффективность функционирования всех государственных институтов. Можно с уверенностью утверждать, что динамика общественного воспроизводства, уровень транзакционных издержек в обществе и эффективность аллокации факторов производства также зависят от степени однородности идеоло­гических взглядов и нравственно-ценностных ориентаций участников экономических отношений.

В-третьих, по мнению С. Хантингтона, именно высокий уровень развития национально-государственной идентичности является предпосылкой возникновения цивилизации как куль­турной общности наивысшего ранга. То есть, данный аспект идентичности выступает катализатором экономической, социальной и духовной эволюции как отдельной личности, так и социума в целом.

Что же является основой сохранения и развития национально-государственной идентичности отдельного человека?

Конечно же, это, в первую очередь, институт семьи. Но в совре­менных условиях все больше функциональных аспектов, которые ранее были наиболее характерны лишь для данного обществен­ного института, переходят в зону ответственности системы образования. Это воспитательная функция, функция нравственно-ценностной ориентации индивида, его социально-культурная адаптация. Достаточно сложно проследить предпосылки данных изменений, но сегодня образовательная система является основным институциональным элементом, обеспечивающим сохранение, передачу и развитие национально-государственной идентичности.

Эффективность выполнения данной функции слабо поддается количественной оценке и формализации. Поэтому попытаемся определить качественные критерии, характеризующие данный аспект эффективности образовательной деятельности.

Первым признаком можно считать отсутствие четко выражен­ных национальных, языковых, политических и других видов конфликтов в явной или скрытой форме внутри страны. Второй признак — стабильность государственной власти, что выражается в постоянстве институциональной структуры, законодательной базы, экономической и политической доктрины. Третий — наличие четко определенной программы и законодательно закрепленных целей и задач развития страны, которые разделяет ее население и которых пытается достичь. А также огромное количество косвенных факторов, отражающих степень нацио­нально-государственной идентичности отдельного индивида — чувство патриотизма, политической и культурной сопричастности с определенной территорией и т. д.

К основным мировым тенденциям развития национально-государственной идентичности можно отнести следующие:

  1. Ослабевание роли государства (и, соответственно, роли государственных институтов) как источника идентичности под влиянием глобализационных изменений в мире: экономической, политической и, в первую очередь, информационной модерни­зации. Как результат — территориальная идентификация играет все меньшую роль в жизни отдельного индивида.
  2. Отсутствие единой системы нравственных норм, обеспечи­вающей развитие национально-государственной идентичности стран мира и становление космополитизма как следующей сту­пени развития идентичности человека. Подтверждением данной тенденции является большое количество внутригосударственных и межнациональных конфликтов различной степени сложности во многих странах.
  3. Увеличение разрыва между космополитической идентифи­кацией элит и приверженностью остальной части населения традиционным национально-государственным идентичностям.

«Космополитический идеал — открытое общество с «прозрач­ными» границами, поощряющее субнациональные, этнические, расовые и культурные идентичности, двойное гражданство и диаспоры, возглавляемое элитами, которые идентифицируют себя преимущественно с глобальными, мировыми институтами, нормами и правилами».

Стремление к космополитической идентичности является достаточно сложной целью, так как предполагает совершенно иной уровень развития национально-государственной идентич­ности личности.

Ретроспективный анализ проблемы развития идентичности позволяет говорить о том, что изменения в структуре данной категории возможны в двух случаях: под влиянием масштабных технологических изменений или в случае появления внешней угрозы, которая становится причиной единения между людьми отдельного государства или территории.

Поэтому, для мирового сообщества главной проблемой сегодня становится, с одной стороны, необходимость создания институ­циональных и содержательных основ космополитизма как новой системы общественных взаимоотношений, с другой — поиск возможностей инкорпорирования элементов национально-государственной идентичности отдельных стран в эту систему. Последнее возможно только в случае создания общей цели гло­бального характера, которая станет основой объединения всех указанных элементов в одну эффективно функционирующую структуру.

Р. Чернолясов

Молодые ученые Харьковщины-2008 / М-во образо¬вания и науки Украины, Харьк. обл. гос. админ., Совет ректоров Харьк. региона, Нар. укр. акад. — Х. : Изд-во НУА, 2008. — 148 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.