К вопросу об измерении Я-концепции

К вопросу об измерении Я-концепции

Рассматривая развитие и становление Я-концепции, уче­ные все же отмечают, что изначально “Я” возникает как некая Са­мость – корень всех процессов, состояний, точка отсчета восприя­тия. “Я” как самость отлична от Я-концепции. Самость включает уро­вень бессознательного, который предшествует становлению лично­сти, и тем более как субъекта. Свобода индивида проявляется в способности быть самим собой, в утверждении самого себя, своего неосознаваемого “Я”, своей идентичности. Первичное “Я” – тот ме­ханизм, который обеспечивает идентичность при меняющихся внут­ренних и внешних условиях и обстоятельствах, это механизм само­регуляции, а также источник активности, энергии, стержень разных уровней психической организации, вертикаль развития индивида, становления личности, ее восхождения к качеству субъекта дея­тельности [А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова , 2002].

Неоднозначность понимания феномена “Я” и “Я-концепция” при­водит к необходимости более детального прояснения сущности этих понятий для выработки адекватных методов измерения “Я-концепции”.

Согласно многогранному подходу, личность предстает в виде совокупности непрестанно расширяющихся колец – систем (систе­мы ядра личности, системы внутренней защиты, системы “Я”, эго-системы, системы внешней защиты). Эго-система сравнивается с “Эго” у Фрейда и “Я-сознанием” у Юнга. При этом замечается, что в обиходном названии ее аналоги – “Я” или “Себя”. Кроме того, подчеркивается, что как средство символизации эго-система помо­гает личности в рационализации конфликтов, пытаясь убрать оче­видные несоответствия, выступая тем самым в роли главной интег­рирующей, объединяющей силы внутри личности. Одна из важней­ших функций эго-системы – такая интерпретация мира, чтобы его восприятие было “подходящим”. Т.е. функцией эго-системы явля­ется “фильтрация” информации. Итак, вышеизложенное подводит нас к мысли, что, говоря об эго-системе, авторы [Э.Л.Шостром, Л.М.Браммер, 2002] подразумевают именно “Я-концепцию”, кото­рая, как уже доказано многочисленными исследованиями в облас­ти “Я-концепции”, влияет на поведение человека.

Следующий же слой личности, система “Я”, описывается в многомерной теории, как размытая, недифференцированная, полу­сознательная (а зачастую и бессознательная часть личности. Эта система близка к той сущности, которую Юнг и Салливан описыва­ют как “Я” (самость) и которую обычный человек назовет “Я сам” или “настоящий Я”. Подчеркивается, что достижение зрелости сис­темы “Я” можно соотнести с концепцией “самоактуализации” Мас-лоу и Гольдштейна или концепцией “полностью функционирующей личности у Роджерса”. Религиозный опыт, в его широком понима­нии, по-видимому, переживается именно в этом, творческом уров­не личности, где достигается ощущение единства со вселенной, слияния с нею. Итак, мы можем сделать вывод, что здесь уже речь идет о некой сущности индивидуума, а не об образе себя, как это было в “Я-концепции”. И, возможно, тот вопрос, который задается в форме “Ваше “Я” – что это такое?” может дать человеку какие-то намеки по поводу своей системы “Я”.

Проведенное исследование “Я-концепции” студентов-психо­логов 4 курса ИУЭП г. Казани и студентов 4 курса ИУЭП г. Зелено-дольска подтвердило нашу гипотезу. Первый этап исследования включал в себя тестирование по методу Р. Бернса и заключался в измерении “Я-концепции” с помощью теста “Кто Вы?”. Второй этап исследования состоял в написании студентами маленького эссе на тему (вопрос) “Ваше “Я” – что это такое?). Причем эксперимент про­водился в разных вариациях. Одной группе студентов вопрос “Кто Вы?” задавался первым, во второй группе первым задавался воп­рос “Ваше Я – что это такое?”. Независимо от этого результаты ис­следования показали, что ответы на вопрос “Ваше “Я” – что это такое?” дают информацию скорее не о “Я-концепции”, а о “Я” как сущности человека. В ответах на этот вопрос содержались размыш­ления по поводу своего “Я” как чего-то таинственного, неизменно­го, размытого и сущностного, в то время как на вопрос “Кто Вы?” студенты отвечали характеристиками физического, рефлексивного, социального, трансцендентного и др. типов. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости уточнения и конкретизации мето­дов исследования Я-концепции человека.

Рахимова А.Ф., к.псих.н., ст. преп. Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Будущее России: перспективы и стратегии развития. В 5 томах. Том IV. – Казань: Издательство “Таглимат” Института экономики, управления и права, 2005. – 320 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.