К проблеме формирования содержания непрерывного образования

К проблеме формирования содержания непрерывного образования

Образование является основным социокультурным механиз­мом, который Человечество создает и использует для целенаправ­ленного влияния на ход и результаты своего развития. Одним из важ­нейших итогов действия этого механизма становится конкретно-ис­торический образ личности как производной от уровня развития че­ловеческого сообщества во всей полноте его природных, социокуль­турных и духовных проявлений. Если рассматривать атрибутивность образования по отношению к жизнедеятельности отдельного чело­века с позиций идеи ценностно-смыслового равенства людей в стрем­лении познать мир и самих себя, очевидным становится естествен­ность и безусловность права каждого на получение образования любого уровня. Стимулом к познанию для личности должна стать реальная возможность, через участие в образовательных процес­сах улучшать качество Жизни. Образование выступает при этом уни­версальной формой самосовершенствования Человечества. Тем самым, оно способно оказать прямое влияние на формирование ка­чества ноосферы. В частности, путем получения более совершенно­го типа общественного сознания, более совершенного стиля мыш­ления, выраженного в способности к обобщениям, к реализации про­гностической функции теоретического знания по отношению к прак­тике. Кроме того, в современную эпоху именно образование, как все­охватывающий институт, призвано обозначить и смягчить противо­речия между совокупным (ноосферным) знанием и индивидуальным опытом.

Теоретическое положение о непрерывности образования, полу­чившее в течение последних десятилетий поддержку в социальной практике всех развитых стран, предполагает создание в обществе условий для обучения каждого в соответствии с его стремлениями. Получая самим фактом рождения право на свободное развитие сущ­ностных сил (что социально подтверждено Декларацией Прав Чело­века и Конвенцией о правах Ребенка), человек одновременно обре­тает нравственную обязанность максимально использовать это пра­во. Основной миссией любого образовательного учреждения явля­ется помощь в реализации данного права, а не его ограничение. Чем более гуманна система образования, тем более высокий ранг занимают в системе общественных ценностей знание и познаватель­ная деятельность, тем целенаправленнее, осмысленнее развивает­ся государство, нация, человечество в целом. На фоне постановки вопроса о связи качества образования и качества жизни человека разворачиваются процессы превращения образования из средства селекции людей по социальному, интеллектуальному, национально­му и иным признакам, в средство их объединения на общих принци­пах бытия.

Гуманитарно-гуманистическое толкование образования пред­полагает его смысловую и содержательную ориентацию на развитие сущностных характеристик человека. Система непрерывного обра­зования способна решить эту задачу за счет предоставления комп­лексного знания о человеческой природе; увеличения степени субъек-тности, осмысленности бытия путем проникновения в логику истори­ко-культурного развития человечества. В этом случае оно принима­ет на себя функцию выработки искусства жить в изменяющемся мире, при любых обстоятельствах оставаясь человеком. Согласно утверж­дению В. Франкла, «быть человеком означает быть обращенным к смыслу, требующему осуществления, и ценностям, требующим ре­ализации». Содержание непрерывного образования призвано обра­щать подрастающего человека на разных этапах его жизни к смыс­лам бытия, помогать в их обретении, формируя при этом соответ­ствующий круг ценностей. Становясь смыслопорождающим, оно, тем самым, обеспечивает человеку возможность непрерывности (само) воспитания.

В становлении своего образа (в образовании) человек прохо­дит путь от развития природного начала через освоение социокуль­турного опыта к вершинам духовности. На этом пути образование призвано дать ему опыт соприкосновения с богатством и глубиной Жизни. Это произойдет только в том случае, если в содержании бу­дет отражено парадигмальное многообразие реальности и способов взаимодействия с ней. Исторически сложился круг универсальных средств духовного развития человека, куда относятся народная тра­диция, религия, философия, классические образцы искусства, фило­софии, науки. Жизнь в русле народной или религиозной традиции с ее обрядностью и ритуальностью дает возможность непосредствен­ного опыта целостности бытия, гармонизированного в соответствии с законами Вселенского масштаба. Классические образцы высот че­ловеческой мысли и деятельности, запечатленные средствами ис­кусства, науки, ремесла, являют собой своеобразное «застывшее» во времени отражение авторского проживания Гармонии Бытия. (К сожалению, современная цивилизация, а иногда и современные мо­дели образования, предлагают растущему человеку опыт бытия вне традиции, вне классики, ведущий в силу этого к рассогласованию с сущностью бытия).

Сам факт непрерывности образования требует разработки прин­ципиально новых подходов к построению его содержания. Ни линей­ный, ни концентрический принцип конструирования структуры содер­жания уже не спасает положения. Вероятно, более перспективным является, в данном случае, принцип гипертекста, позволяющий в нужный момент осуществлять развертку исходного “инвариантного ядра” до необходимого объема и уровня в ответ на индивидуальный информационный запрос. Философская идея о том, что из конкрети­ки персонального бытия может быть извлечена вся полнота знания о мире, наводит на размышление, что на любом из этапов обучения его содержание должно обеспечивать «оборачивание» учебной ин­формации к жизненной проблематике учащихся и возможность диа­лога в системе «учащийся – содержание образования». Тогда, обо­гащаясь за счет субъективных ценностей и смыслов, содержание станет не только развивающим, но и развивающимся.

С учетом сказанного, представляется, что в структуру содер­жания непрерывного образования в качестве базовых могли бы вой­ти блоки, на разных этапах обучения обеспечивающие решение сле­дующих задач.

  • Онтологический компонент. Обозначение круга централь­ных проблем: Жизнь и Смерть, Добро и Зло, Истина и Ложь, Красота и Гармония, обращающих человека к смыслу бытия, о котором при­зван задуматься в жизни каждый.
  • Информационно-гносеологический компонент. Предъяв­ление спектра существующих способов информационного взаимо­действия человека с окружающим миром и собой. Знакомство с ос­новными знаковыми системами.
  • Культурно-цивилизационный компонент. Осознание прин­ципов, логики, содержания социогенетического развития человече­ства; обеспечение возрастной меры формирования целостного пред­ставления о мире и о себе как части этого мира.
  • Антропологический компонент. Формирование интегратив-ного знания о человеке и освоение приемов работы с собой как че­ловеческой сущностью; накопление опыта самопознания, самосо­вершенствования, самовоспитания.
  • Социально-технологический компонент. Определение ори­ентиров и способов решения жизненных задач, последовательно вста­ющих перед взрослеющим, становящимся человеком на том или ином этапе социального развития.
  • Этико-аксиологический компонент. Обеспечение оснований для выбора в жизненных ситуациях «в сторону Добра».
  • Индивидуально-креативный компонент. Накопление опы­та творчества в базовых видах деятельности и в системе человечес­ких отношений.

На каждом из жизненных и образовательных этапов содержатель­ное наполнение этих блоков может быть вариативным. Но в любом случае образование призвано последовательно выполнять опережа­ющую функцию, оставаясь прогностичным и обеспечивая челове­ку возможность свободно, творчески действовать в постоянно изме­няющемся мире. С усложнением жизни общества возрастает значи­мость идеи об опережающем характере этической подготовки отно­сительно обучения.

Три принципа могли бы стать ведущими регулятивами в ходе не­прерывного образования: человекосообразности, экосообразности и соответствия знания и бытия. Соразмерность образования че­ловеку обеспечивает поддержание развивающий и охранительной функции в рамках всех педагогических процессов. Принцип экосо­образности напоминает о необходимости предвидеть глобальные по­следствия реализации государством и обществом образовательных программ и их возможного влияния на экосистему в целом. Принцип соответствия бытия знанию указывает на то, что, будучи первона­чально нейтральной в этическом отношении, учебная информация, становясь знанием, приобретает ценностную окраску и ставит чело­века перед нравственным выбором. Он получает возможность жить и поступать в соответствии с полученным знанием либо вопреки ему. Именно в системе жизнедеятельности, выстраиваемой после и на основе овладения учебной информацией, проявляется нравственная позиция учащегося.

Основываясь на предложенных содержательных блоках у людей разного возраста, становится возможным проектировать такие ха­рактеристики человека, как способность к глобальному мышлению (в сочетании с умением действовать); способность к разрешению конфликтов с позиций ненасилия; компетентность как меру актив­ности при решении задач любого уровня, креативность как способ бытия в изменяющемся мире.

Методологические основания и конкретный материал для постро­ения каждого из предложенных компонентов непрерывного образо­вания разработаны педагогикой в разной степени. Дальнейшее раз­витие заявленного подхода возможно в результате объединения про­фессиональных усилий учёных и практиков, ориентированных на прогностическую постановку и креативное решение проблем образо­вания человека в XXI веке.

Колесникова И.А.,

д.пед.н., профессор,

действительный член МАНПО, МАГО, АГН (г.Санкт-Петербург)

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.