Элементы антуража и стаффажа в архитектурном чертеже

Элементы антуража и стаффажа в архитектурном чертеже

Для того чтобы придать архитектурному чертежу большую наглядность и выразительность, часто используют изображения элементов природного и предметного окружения. Подобные изображения получили название архитек­турного антуража и стаффажа. Они представляют собой стилизованные изо-

Изображения людей, машин, деревьев, других элементов окружения и ландшафта. При умелом исполнении подобных графических изображений возможно вос­создать различные состояния природы, характер исторической эпохи. Стаффаж и антураж позволяют усиливать выразительные и художественные качества ар­хитектурных чертежей и одновременно способствуют их лучшему прочтению.

Ортогональные чертежи являются сложными видами изображений и пред­назначены преимущественно для использования в профессиональной работе. Для убедительного восприятия и прочтения архитектурных изображений вот уже на протяжении ни одного столетия чертежи сопровождаются не только надпися­ми, но и конкретными предметными изображениями, которые дают визуальные ориентиры в масштабе, в характере отношений архитектурного объекта с окру­жением, обозначают особенности природного и городского ландшафта.

На начальном этапе обучения в учебных работах первого курса при изображении па­мятника архитектуры подобные изобразительные аксессуары помогают обозначить ис­торическую эпоху, подчеркнуть стилевые особенности памятника, а также, при необхо­димости, воспроизвести графическую манеру того или иного мастера.

В переводе с французского слово «антураж» выражает такие понятия, как «окружение» или «обстановка». В современной профессиональной интерпрета­ции антуражем называется изображение элементов пейзажа.

«Стаффаж» – слово немецкого происхождения, обозначающее в настоящее время изображения людей, автомобилей, животных, деталей оборудования, рекламы и пр. – всего того, что указывает на наиболее характерные признаки той или иной эпохи.

Антуражные изобразительные элементы в отличие от чертежных ортого­нальных изображений выполняются в ручной технике и разных графических манерах, иногда их квалифицируют как архитектурный рисунок. Подобные ар­хитектурные рисунки, сопровождающие архитектурные чертежи, имеют выра­женные специфические особенности, которые необходимо учитывать в работе. При плохом, некачественном исполнении они вносят в работу дурной тон, ли­шают ее чистоты и порядка.

Элементы антуража и стаффажа в первую очередь предназначены для того, чтобы обогатить чертеж, подчеркнуть достоинства архитектурного объекта и выявить наиболее характерные его качества и свойства. По этой причине их роль дополняющая. По значимости и по степени графической проработки они не должны быть визуально приоритетными в общей графической композиции архитектурного чертежа. При изображении элементов предметной и природной среды используют особые приемы рисования, отличные от изображения подоб­ных элементов в книжной и станковой графике или в живописной композиции.

В архитектурной графике важно не реалистическое натуралистическое изо­бражение элементов окружающей среды, не точная их копия, а обобщенная ху­дожественная проекция, для которой характерным является условность и лако­низм изображения.

При начертании стилизованных изображений деревьев, деталей рельефа, элементов окружающей застройки, панорам и силуэтов важен контур и основные при­знаки образца. Чем лаконичнее изображение, тем оно острее и выразительнее, поскольку основное внимание уделено наиболее характерным и специфическим особенностям.

При изображении людей необходимо учитывать степень удаленности кар­тин – планов. Этих планов обычно три: дальний, средний и ближний. На даль­них планах люди, как правило, изображаются предельно просто и геометризи-рованно. Визуальные характеристики здесь ограничиваются пропорциями и си­луэтом. Средний план требует более подробного рисования. Здесь изображения дополняются крупными деталями, особенностями одежды, тоновыми и цвето­выми характеристиками. На ближнем плане более тщательно моделируется фи­гура, черты лица, могут быть проработаны аксессуары одежды (рис. 2).

При изображении деревьев также учитывается характер восприятия и мера удаленности. Рекомендации по изображению человека на ближнем, среднем и удаленном планах могут быть использованы и в изображениях деревьев. На дальних планах обычно рисуется лесной или парковый массив. Здесь доминирует изображение общих масс крон, часто без прорисовки стволов, с послойным упрощени­ем удаляющихся к горизонту планов. Но даже условное и упрощенное рисование рас­тительных форм позволяет обозначить их видовую принадлежность. Особенно это важно учитывать при рисовании деревьев переднего и дальнего планов.

Рисование деревьев можно значительно упростить, если провести простейший анализ строения их формы. Существуют «архетипические» обобщающие формы (фи­гуры), к которым можно отнести бесконечное многообразие деревьев и кустарников -квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, пирамида, конус, шар и др. Эти архетипи-ческие фигуры позволяют упростить процесс рисования и помогают выявить наиболее характерные видовые черты, а также сформировать графический образ разных расти­тельных форм (ели, сосны, кипариса, пальмы, липы и др.).

Автор: Веслополова Г.Н.