Интегративные процессы в общественном познании как факторы развития образовательных систем

Интегративные процессы в общественном познании как факторы развития образовательных систем

На протяжении всего XX столетия наблюдалось противостояние двух основных сфер человеческого познания – естественнонаучной и социогуманитарной. Постепенно углублялась и расширялась про­пасть между гуманитарной и научно-технической культурой, след­ствием чего стала ее поляризация, т.е. такое состояние, при котором на одном из полюсов находится современная научная картина мира, созданная естественными науками, а на другом – гуманитарная куль­тура, не приемлющая упрощения и идеализации.

Продолжающаяся поляризация человеческой культуры, несом­ненно наносит ущерб науке, искусству и образованию. Возникшие в недрах естествознания модели мира объясняют происходящие при­родные процессы согласно принципам дискретности и детерминиз­ма. Гуманитарное знание, в свою очередь, рассматривает мир в его неразрывности и целостности, ориентированной на человека и поиск смыслов его существования и остается маловостребованным со сто­роны ученых-естественников.

Интегрированное знание уже сегодня вносит существенный вклад в развитие теоретико-практического и дивергентного мышления уча­щихся. Оно ориентировано в настоящее время не только на и не столько на научно-технический прогресс, сколько на всю действи­тельность во всем ее многообразии, в том числе на жизненно важ­ные экологические, социально-экономические и политические про­блемы современности. Интегрированное знание открыто на все учеб­ные дисциплины, имеющие место в общеобразовательных учреж­дениях.

Методологической основой интеграции образования выступает его гуманизация, которая выражена в комплексе знаний в системах «Че­ловек-Природа», «Человек-Общество», «Человек-Человек». Роль гуманитарного знания в этих системах особое, так как оно по своей сущности воссоздает, реконструирует культуру в виде отдельного образа или же в форме какого-либо художественного произведения, со своим особым историческим сюжетом или целыми галереями об­разов, понятий, смыслов, лиц, поступков и др. Процесс познания этих образов, понятий и смыслов оказывается вписанным в конкрет­но-исторический и социокультурный «контексты».

В каждую историческую эпоху в культуре имеется своя система ценностей, суждений и смыслов, определенная «система коорди­нат», определяющая отношение человека к миру и его место в нем. Противопоставление в XX в. материалистического, свойственного ес­тественным наукам, и идеалистического, характерного для гумани­тарного знания, взглядов на мир остается ущербным, обкраденным видением окружающей действительности. В методологии современ­ного общественного познания четко наметился переход от противо­борствующих идей материализма и идеализма к идеям структура­лизма, признающим реальность как набор структур, полученных пу­тем трансформации первичных данных о мире и непротиворечащим уже существующим структурам.

Содержание и структура образования, построенные на новой ин-тегративной основе, должны будут в полной мере обеспечить реали­зацию в процессе обучения трех взаимосвязанных между собой по­знавательных феноменов, лежащих в основе деятельности личнос­ти: объяснения, понимания и рефлексии. Объяснение осуществля­ется в процессе работы учащихся с учебными текстами и иллюстра­циями как дедуктивная операция. Процедура понимания происходит в сознании учащихся тогда, когда посредством текстов и других эле­ментов культуры выявляются смыслы, воплощенные в этих создан­ных человеком элементах. Оно связано со смыслополаганием, под­разумевающим проекцию данного культурного феномена на тот «ис­торический фон», на котором он появился.

Объекты окружающей действительности в своем большинстве сами по себе не обладают смыслом. Поэтому в учебном познании преобладают такие формы представления знаний в материале пред­метов, как объяснение и описание. Они фиксируют лишь самые за­метные стороны действительности, без их рефлексивного анализа. Рефлексия же, как познавательный компонент и как размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний, ори­ентирует учащихся на анализ действий человека в ее утилитарно-практическом, нравственно-этическом, художественно-эстетическом и иных измерениях, что особенно актуально в условиях появления и углубления глобальных экологических, нравственных, политических, экономических и других проблем современности. Именно рефлек­сия, достигаемая особым образом организованными элементами культуры в учебном материале школьных дисциплин в проекциях на отдельные ее компоненты – науку, технику, мораль, искусство и ре­лигию, способна качественно изменить характер восприятия учащи­мися окружающего мира, социума и внутреннего мира человека; преобразовать предметоцентрированные, знаниево-ориентированные образовательные системы в метапредметные и культуросообразные.

В этих условиях объективно встает вопрос о создании новой об­разовательной парадигмы. Узкодисциплинарное построение большин­ства школьных предметов все глубже входит в противоречие с вы­работанной за последнее десятилетие естественными и гуманитар­ными науками надпредметной методологией. От современного че­ловека общество ждет целостности мышления, ориентированного на холистско-эмерджентное видение мира и понимании коэволюцион-ной модели его развития.

Прогнозируя развитие общего среднего образования, считаем, что интегрированное знание в школьных предметах должно конструиро­ваться на базе изучения основ мироздания и философских катего­рий; интеграции естественных наук с гуманитарными и с историей их развития в системе общечеловеческой культуры; обучении, постро­енном на системе поисковых, творческих, исследовательских зада­ний для учащихся с переходом их на проектное обучение, которое будет носить коллективно-групповой характер.

Интегрированное знание – это теоретическое знание, поскольку в ходе решения задач перед личностью открываются и ею осваивают­ся идеи, принципы, положения, теории, тенденции, которые активно будут использоваться затем в будущем для решения важнейших глобальных экологических, экономических и политических проблем. Интегрированное знание приведет в движение скрытые потенциаль­ные возможности саморазвития каждой человеческой личности. У нее появится опыт исследовательской деятельности как основа для дальнейшего саморазвития и самообразования. Такие субъекты учеб­но-познавательного процесса будут довольно легко осваивать фун­даментальные достижения человеческой цивилизации и культуры. При этом значимыми становятся продуктивные знания, формирую­щиеся как на основе творческой самореализации личности, так и за счет развития культуры мышления.

Интегрированное знание – это опыт творческой деятельности лич­ности и опыт развития ее эмоциально-ценностного отношения к дей­ствительности. Оно поможет воспитать у каждого человека чувство причастности к жизни на Земле, позволит установить гармоничные отношения человека с природой, обществом и с самим собой.

Теремов А.В.,

к.пед.н., доцент

Московского педагогического государственного университета

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.