Государственная политика реформирования педагогического образования США в XX веке

Государственная политика реформирования педагогического образования США в XX веке

XX столетие можно охарактеризовать как период развития в за­рубежной педагогике многочисленных концепций и течений. Все эти течения и концепции составили мощное прогрессивное направле­ние в зарубежной педагогике, известное под названием “новое вос­питание” или “реформаторская педагогика”. Это направление объе­динило многих педагогов, философов, психологов, осуждавших традиционную педагогику за ее оторванность от жизни, чрезмер­ный интеллектуализм в обучении, за ограничение деятельности вос­питанника узкими, регламентированными возможностями, лишение его права на познавательную активность, инициативу, само­стоятельность.

Мощным толчком для развития новой педагогики послужило принципиально новое осмысление человеческой сущности и чело­веческого бытия в философских теориях того времени, которые от­вергли технократический подход к личности, признававшей примат естественнонаучных знаний над чувствами.

Научно-техническая революция, развернувшаяся в XX веке, ока­зала огромное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни современного мира. Она стимулирует глубокие преобразова­ния не только в науке, технике и экономике, но и в других отраслях общественной жизни. В таких условиях закономерно повышается роль образования, поскольку именно оно вооружает работников теми новыми знаниями, которые являются результатом прогресса науки и техники.

США создавались и развивались на протяжении двухсотлетней истории, руководствуясь идеей прогресса как приоритетным аксио­логическим ориентиром. На этой почве сформировался менталитет американской нации с мессианской направленностью – увереннос­тью в своем “особом” предназначении в мире, в преимуществах “американского образа жизни”, в своем праве нести “свет свободы и демократии” другим народам и странам.

В период 1920-1970 гг. принципы нравственности и духовности постепенно оттеснялись на задний план. Джеймс Т.Адамс, которо­му принадлежит авторство крылатого выражения “американская мечта”, воплощенного в национальную ментальность, отмечал в 1920 г., что общество подвергается опасности, когда бизнесмены выдвигаются в лидеры цивилизации. Они не относятся к числу твор­цов культуры или ценностей. Цивилизации основываются на идеях. Условие их претворения в жизнь – принадлежность господствую­щим классам данной цивилизации… Когда бизнесмен – всесто­ронне развитая личность, он благотворно влияет на общество, так как остальные классы подражают стилю жизни властей имущих.

“Но возможно ли, чтобы великая цивилизация была построена или основана на “философии бизнеса” и одном-единственном стрем­лении к выгоде?” – вопрошал Д.Адамс, считавший такую возмож­ность сомнительной и не подозревавший в 1929 г., что она более чем вероятна .

В конце 1980-х гг. со всей очевидностью выявилось нарушение равновесия духовных и материальных ценностей в американской культуре, выразившееся в глубоком моральном кризисе. В то вре­мя как в экономической сфере кризисные явления преодолевались довольно успешно, в других социальных вопросах простых реше­ний не было.

Одной из ведущих характеристик системы образования в США остается ориентация на запросы общества. Любой вид образователь­ных услуг должен учитывать запросы возможных “потребителей”.

Так, движение в поддержку общинных школ в 50-е гг. было свя­зано с уменьшением количества детей школьного возраста и воз­растанием внимания к образованию взрослых. Во многих штатах школы становились культурными центрами общины, где любой ее член, от дошкольника до пенсионера, мог найти занятие по интере­сам. Такие школы и колледжи были открыты для участников про­граммы общинного образования и в вечернее время, и в летние каникулы. Были разработаны новые программы, основанные на гу­манистической концепции А.Маслоу о самоактуализации личности, которые сыграли важную роль в трансформации общественного сознания, его гуманизации.

Наиболее убедительным примером гуманистической тенденции в системе образования США служит явление под названием “Бум се­дых волос в образовании”. С 1979 г. начал действовать Закон о граж­данских правах американцев пожилого возраста, запрещающий дис­криминацию по возрасту в любых правительственных программах, одновременно с законом, продлившим возраст обязательного ухода на пенсию граждан с 65 до 70 лет в частном секторе экономики и не ограничивающим его для правительственных чиновников.

Благодаря данным законам для тех, кому за 55, открылись но­вые горизонты. Министерство образования откликнулось на эти до­кументы рядом программ по обучению, переподготовке пожилых людей. Идеи непрерывного образования воплотились в конкретные проекты: получения высшего образования (поправка к закону о выс­шем образовании 1965 г.), обучения навыкам грамотного потребите­ля, заботы о правильном питании, проведении досуга, ведения до­машнего хозяйства, семейной экономики (поправки к закону о про­фессиональном образовании 1963 г.). Многие программы были ад­ресованы инвалидам и людям с различными отклонениями и нару­шениями здоровья [3].

С 1976 г. введена общенациональная программа гуманитарных дисциплин для центров пожилых людей (Senior Center Humanities Program). Цель программы – обогатить жизнь людей преклонного возраста при помощи интеллектуально стимулирующих курсов. Ее философия состоит в использовании безграничных возможностей гуманитарных дисциплин для самооткрытия и самореализации лич­ности. Литература, философия, история открывают людям новый взгляд на мир, помогают осмыслить и по-новому оценить собствен­ную жизнь. Немаловажно, что привлечение к участию в программе старшеклассников, студентов сближает поколения и дает возможность молодежи увидеть и понять старость с более гуманных позиций.

Стремление к первенству во всех сферах деятельности являет­ся одной из превалирующих характеристик американской менталь-ности, поэтому даже предположения об утрате ведущих позиций в какой-либо отрасли становятся стимулом для нового рывка вперед. Так было в конце 50-х – начале 60-х гг., когда запуск первого совет­ского искусственного спутника Земли послужил сигналом отстава­ния США в области образования и стимулировал “золотой дождь” ассигнований на реформы во всех ее звеньях.

История повторилась в 1983 г. после публикации сенсационного доклада “Нация в опасности”, когда “угроза коммунизма” сослужи­ла добрую службу американской системе образования и повысила ее эффективность. Как показало время, критические оценки носили излишне драматизированный характер, отразив уязвленное само­любие нации, привыкшей к безусловному первенству, но расчет на поддержку общества оказался безошибочным.

Гуманистическая парадигма образования и воспитания в аме­риканской системе образования неоднократно оттеснялась под на­тиском идеологии потребления, теории человеческого капитала и прочих “вызовов” индустриального и постиндустриального общества.

Нередко под настойчивым давлением корпоративных интересов ведущих финансовых, промышленных, торговых концернов перед системой образования ставятся сугубо утилитарные задачи. Так, в “Целях-2000”, программном документе о перспективах развития аме­риканской системы образования, явно доминируют политические и экономические интересы государства. Педагогические задачи под­чинены цели “добиться готовности к противостоянию конкуренции в условиях глобальной экономики”. Вместе с тем впервые в истории в ней выделена и аксиологическая установка гуманистического харак­тера на то, чтобы “граждане учились быть лучшими, чем теперь, ро­дителями, соседями, друзьями”. Это, с одной стороны, новый шаг в понимании всеобщей связи между членами социума, подчеркива­ющий значимость эмоциональных и ценностных аспектов образова­ния, а следовательно – дальнейшей его гуманизации.

Реформы конца 80-90-х годов привели к некоторым изменениям в системе образования США. Уровень знаний учащихся повысил­ся, хотя и не намного. И всё же значительный процент кандидатов на учительские должности не проходят тестов на получение лицен­зии на преподавание. В современной России осуществляется модернизация высшей школы, ориентированная на её вхождение в мировое образователь­ное пространство. Особое внимание при этом уделяется обновле­нию педагогического образования, как основного механизма под­готовки дипломированного специалиста к обучению и воспитанию молодежи в новых социокультурных условиях. В США накоплен большой опыт реформирования педагогического образования, ко­торый может быть творчески использован в России. Теоретическое обоснование и научное осмысление этого опыта предоставляет важ­ную задачу отечественной педагогической науки.

Гущина В.В., соис. Пятигорский государственный лингвистический университет (г. Пятигорск)

Будущее России: перспективы и стратегии развития. В 5 томах. Том IV. – Казань: Издательство “Таглимат” Института экономики, управления и права, 2005. – 320 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.