Формирование творческой личности как парадигма высшего образования

Формирование творческой личности как парадигма высшего образования

Наш век – век глобальных проблем: этических, моральных, пси­хологических, образовательных, воспитательных. Меняясь, обще­ство влияет на человека, его интеллект и нравственность, духов­ность и характер, ведь личность – всегда категория историческая и социальная. Особенно наглядно этот процесс наблюдаем в вузе, где за 5 лет происходит самая яркая и быстрая перестройка инди­вида, его мужание и взросление, интеллектуальное обогащение и профессионализация.

Активность личности, ее социальная зрелость совершенствуют­ся в процессе общения индивида со средой. В.П Бочарова – один из ведущих исследователей методологических и теоретических проблем решения воспитательных задач – пишет: “… институты проводят в жизнь заказ общества – формировать человека, адек­ватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех соци­альных условий, в которых они будут жить и работать” (1).

Каковы же пути развития современной личности в процессе обу­чения в вузе? Это, прежде всего, управление творческой активнос­тью студентов, исследование мотивации в развитии творческой лич­ности. Умение управлять своими действиями предполагает такие волевые качества, как упорство, инициатива, самостоятельность, сосредоточенность мыслей. Исходя из основной идеи, мы счита­ем, что пути развития творческой активности личности проходит через углубление познания. Диагностика этого процесса отражает:

1)   глубину различения существенных и несущественных признаков;

2)   уровень обобщения;

3)   широту переноса;

4)   уровень развития творческой активности.

Эти критерии имеют психолого-дидактический характер. Они должны дополняться такими понятиями, как интуиция, эвристика, рефлексия, саморегуляция.

В зависимости от творческой активности познавательная моти­вация студентов может иметь различные проявления.

Первый уровень ее – ситуативно-неустойчивый. В нем есть ин­терес к познавательной деятельности, переживание отрицательных эмоций при столкновении с теми задачами, которые требуют дли­тельного интеллектуального напряжения, а значит, осознанного ухо­да от сложных задач творческого характера. Правда, иногда уход может быть и неосознанным.

Второй уровень творческой активности – воспроизводящая актив­ность, характерная для репродуктивно-активного стиля общения. У студентов этой группы высокие социальные мотивы; активна и их познавательная деятельность. Но мотивы познания не имеет доми­нирующего характера, они направлены на деятельность по образцу: на заучивание определенной информации. Познавательная деятель­ность в этом случае сопровождается положительными эмоциями, но они идут не от творчества, а от сознания престижности положения в коллективе, от понимания полезности знаний в социальном плане.

При третьем уровне творческой активности – потенциально-твор­ческом – мотивация оказывает заметное влияние на стиль мышле­ния и деятельность студента, порождает желание еще раз пере­жить инсайт. Интеллектуальные затруднения уже не смущают, про­исходит концентрация волевого усилия, а это стимулирует интел­лектуальную деятельность, т.к. творческая мотивация доминирует.

Четвертый уровень – творчески-преобразующий. Для него ха­рактерна сформированная творческая мотивация, стремление к ре­шению сложных творческих задач, нетерпимость к незавершенным конструкциям. Радость победы и муки творчества выступают на этом уровне ведущей побудительной силой. Этого уровня обычно дости­гает небольшое число студентов.

Данный факт говорит о том, что нынешняя система обучения и воспитания не обеспечивает целенаправленного развития мотива­ции творческой деятельности. Для развития высшего уровня твор­ческой активности необходимо, чтобы все элементы педагогичес­кой системы целенаправленно стимулировали творческий подход к решению учебных задач, эмоционально закрепляя любое проявле­ние новаторства, инициативы.

Кроме того, надо дифференцированно подходить к этому про­цессу, учитывать мотивационный уровень каждой группы, идти от уже сформированных потребностей к тем, которые лежат в основе познавательной деятельности.

Таких путей несколько:

a)   через “процесс углубления познания”: широкий перенос зна­ний в новые ситуации;

b)   через диалектическую взаимосвязь педагогического управ­ления с процессом развития творческой активности студентов.

Авторитарный характер педагогики, царящий в школе, вузе, уни­верситете, признавал студента лишь объектом педагогического воз­действия. В случае отхода от знаниецентристского подхода и пре­подаватель, и студенты проходят другие уровни познания:

a)   стихийный;

b)   операциональный;

c)   эвристический;

d)   диалектико-эвристический.

Для выведения студентов на 4-й уровень творческой деятельно­сти нужно:

a)   применять тестовые задания, стимулирующие творческую
активность;

b)  создавать творческие ситуации на лекциях и семинарах;

c)   использовать примеры из литературы и искусства как мотивационный элемент в развитии творческой деятельности;

d) учитывать интересы студентов, применять индивидуальный и дифференцированный подходы в формировании творческой ак­тивности студентов.

Новые же подходы к целям воспитания в современной социаль­ной ситуации заключаются в деполитизации целей воспитания, отка­зе от приоритета целей идейно-политического воспитания и призна­ния ведущими цели нравственного воспитания на основе националь­ной культуры, искусства, традиций, обычаев, возрождения и разви­тия родного языка, воспитания на общечеловеческих ценностях.

Цель воспитания – формирование граждански устойчивой лич­ности, способной вносить позитивный вклад в преобразование об­щественной жизни, способной самоусовершенствоваться.

Высокий уровень развития творческой активности студентов воз­можен, если она рассматривается как главная цель учебно-педаго­гического процесса.

Закрутаева Н.М., ст. преп. Зеленодольский филиал ИЭУП

Будущее России: перспективы и стратегии развития. В 5 томах. Том IV. – Казань: Издательство “Таглимат” Института экономики, управления и права, 2005. – 320 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.