Эстетические штрихи к истории одного Прибалтийского вуза

Эстетические штрихи к истории одного Прибалтийского вуза

У Таллиннского высшего военного училища, выпускавшего «со­циальных педагогов-психологов», было свое место во времени и пространстве, которое называлось великой страной. Маленькая «пла­нета», оказавшаяся за границей, не была тесной ни для каких дерза­ний. Впервые начали осознавать ее крохотность в 1991 году. А в середине 1992-го увидели ее превращение в ничто. И случайно ли, что, размышляя над вопросом о российском пути развития, вчераш­ние преподаватели, командиры и выпускники скучают по своей «пла­нете» и вот уже четверть века помнят следы, оставленные Городом-музеем, его соседями – Ригой, Ленинградом, Тарту, Псковом, Нов­городом – и многонациональным коллективом, где однажды обуча­лась группа, в которой каждый курсант представлял определенную национальность и народность и говорил на разных языках. Принцип интернационализма был основой деятельности училища, всех на­правлений, методов и форм работы (как теперь говорят, «техноло­гий») в многонациональном коллективе. Именно этим определялась специфика труда профессорско-преподавательского и командного со­става училища по совместному обучению и воспитанию представи­телей молодежи большинства республик огромной страны.

Неразрывность связи учебного процесса с разносторонней вне-учебной работой преподавателей, стажеров Гуманитарной Академии-Военного Университета, командиров, из выпускников училища в том числе – особенность жизни ликвидированного в начале 90-х годов Таллиннского ввуза. Гуманитарный потенциал учебных дисциплин, внеучебной деятельности органически соединялся с профилем учи­лища и специальностью курсантов. Особо хочется отметить работу кафедры философии, в рамках которой преподавалась «Мировая художественная культура».

Курс, рассчитанный на два года, формировал новые направле­ния в учебном процессе, который, безусловно, являлся определяю­щим, развивал новые формы внеучебной деятельности с целью при­влечения к активному, разумному отдыху всех без исключения кур­сантов. В ходе лекций, семинарских и практических занятий, инди­видуальных собеседований, зачетов, экзаменов поднимались воп­росы развития дружбы разных народов в творчестве П.Тычины, М.Рыльского, А.Корнейчука, Я.Купалы, Э.Межелайтиса, П.Цвирки, Я.Судрабкална, в произведениях Н.Думбадзе, Р.Гамзатова, Ю.Рыт-хеу и др. Патриотизм художника И.В.Савицкого, создателя Музея искусств в Нукусе, воспитателя двух уникальных мастеров, скульп­торов по дереву Д.Торениязова и Ж.Куттымуратова, как и вклад Ч.Ай­тматова в культуру межнационального общения, поддерживали в курсантах осознание себя частью целого, стремление к солидарнос­ти с людьми иных культур. Чтение книги А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», участие в премьере фильма по повести Приставки-на, состоявшейся в таллиннском Доме офицеров, знакомство с филь­мами документалистов Эстонии М.Пыльдре «Сумеем ли мы удер­жаться?» и А.Сеета «Год дракона» – свидетельство нужности моло­дому человеку живых, ярких произведений литературы и искусства о неидиллическом изображении сферы межнациональных отноше­ний. Нельзя не отметить и факт понимания курсантами двуязычия как культурного достижения ушедшего века. Для многих из них твор­чество пишущих по-русски Ч.Айтматова, Й.Друце, В.Быкова, брать­ев Ибрагимбековых и др. стало достижением своей, национальной, и русской культур. Примеры негативного отношения к инородцам в культурной среде и выдавливания русскоязычных писателей из на­циональных литератур многих республик рождали в будущих офице­рах вопрос: не приведет ли это к болезни национальных культур и человека в широком смысле слова.

Неудивительно внимание, проявленное курсантами Таллиннско­го училища к духовному опыту многонациональных стран мира: Швейцарии, Индии, Канады, Югославии, Филиппин, Бельгии и т.д. Удивительно другое. Сегодня всемирная литература не включена в сферу внимания почти всех военных вузов. «Осложнения» вокруг проблемы преподавания иностранной литературы в высших учебных заведениях, кроме Военного Университета, не могут не вызывать боли. Можно ли при подготовке грамотных, инициативных и комму­никабельных офицеров, способных уверенно себя чувствовать в веке Образования, обойтись без «участия» в этом процессе литератур народов Европы, Америки, Австралии и других континентов? И если уж продолжать проводить в нашей стране «инвентаризацию» специ­алистов вузов (и специальностей тоже!) и решать, в каком количе­стве они нужны, по нашему мнению, не следует забывать, во-пер­вых, то, во что уже обошлась нам ликвидация и разрушение очень многих образовательных учреждений, особенно военных, во-вторых, то, что с Россией, идущей к «культуре мира», несовместимо стрем­ление знать «немножко» языков, «немножко» литератур, «немнож­ко» традиций. Да и сможем ли мы иметь верные представления об отечественных писателях и произведениях, если систематизация и углубление знаний курсантов по всемирной литературе не станет од­ной из научно-методических задач вузов? Не говоря уже о том, может ли русский язык быть элементом в системе национальной безопасно­сти без литературы. Преподавание зарубежной литературы затрагива­ет вопросы художественного и культурологического образования, язы­ковой культуры будущих специалистов, решение которых невозмож­но откладывать: массовая культура достигла беспредела. Отсутствие сегодня подлинного внимания в программах по гуманитарным и со­циально-экономическим дисциплинам в военных институтах и ака­демиях к всемирной литературе с ее интеллектуальным и этическим потенциалом сужает горизонт мышления курсанта и слушателя, сни­жает эстетический опыт и культуру эмоционального восприятия.

В Старой Школе считалось, что изучение литературы имеет двоя­кую цель: образование всех способностей души и сообщение опре­деленных знаний. Думается, во главу угла и сейчас должно быть поставлено воспитывающее обучение. Как и всякое обучение, так и обучение иностранной литературе в учебных программах нефилоло­гических специальностей должно обращать внимание не только на умственные способности, но и на нравственное направление воли воспитанника, оно должно и может настраивать его на самостоятель­ный труд и развивать его силы. Именно всемирная литература обес­печивает нравственную культуру личности и общества, включающую понятия «патриотизма», «милосердия» и «сострадания». Именно она помогает образованию человека как Человека, образованию соли­дарности с другими людьми посредством развития в нем человеч­ности. Знакомство с нею говорит само за себя: никакие новейшие компьютерные технологии не заменят чтения классики и современ­ных книг. Представляется, нужно возвращать из тринадцатилетней давности специальность «социального педагога-психолога», а это обернется содружеством с Книгой, содружеством с другими дис­циплинами, содружеством ученого и курсанта. Для автора этих строк, одновременно лишившегося прекраснейшего из городов у берегов Балтийского моря и родного училища только потому, что кто-то ког­да-то встал в очередь за суверенитетом, и военным вузом при этом даже не пожертвовали: от него просто избавились, – все сказанное пронзительно понятно.

В работе с курсантами Таллиннского высшего военного училища исходили из необходимости по-новому взглянуть на шедевры ис­кусства, высоты человеческого духа, на людей разных эпох – на европейцев. Восприятие Таллинна коллективом училища во главе с генералом Гнездиловым Василием Ивановичем было восприятием очень значительной, непреходящей ценности, способной объединить разных людей, столицы, связанной огромным количеством зримых и незримых нитей с Россией, ее культурой.

Главное – открытие человека Запада, неотделимого от его среды обитания, от мира, который он обустраивал в соответствии со свои­ми взглядами, надеждами, упованиями. Именно человек, чьи по­ступки и реакции детерминировались материальными интересами, культурной традицией, стал центром внимания. Коллектив училища имел возможность убедиться в том, что понимание явлений искусст­ва и культуры, независимо от того, является ли оно согласием или несогласием с их создателями, вызывало у курсантов Евгения Крав­чука, Романа Улановского, Сергея Иванова и многих-многих других яркие выступления, исследования, звучавшие и на международных конференциях в Таллинне, Ленинграде, Москве.

Чувства долга, дружбы, формируемые повседневной внеучебной воспитательной работой вуза, становились основой активной жиз­ненной позиции многих выпускников. Только в сентябре, будучи пер­вокурсниками, последние выпускники Таллиннского высшего воен­ного училища узнали многое. Во время экскурсий по Таллинну они знакомились с отделами уникального музея театра и музыки, эстон­скими народными инструментами, посещали церковь Нигулисте, где видели произведения старинной живописи (картину «Пляска смер­ти» и др.), множество эпитафий, надгробных камней и т.д., слушали органную музыку XIX-XX веков. Совершая очередную экскурсию по городу, путешествовали по парку «Кадриорг», посещали дворец-му­зей Екатерины, заложенный одновременно с парком. Знакомство с дворцово-парковым ансамблем становилось знакомством с картина­ми XVII-XX столетий, представленными Таллиннским художественным музеем в залах дворца, с современной эстонской скульптурой. В научной библиотеке им. Крейцвальда (ныне Национальной Библио­теке Эстонии) курсанты посещали выставку уникальной книги-мини­атюры, вечером присутствовали на балете-феерии «Щелкунчик» П.И.­Чайковского в стенах академтеатра «Эстония».

В октябре первокурсники вместе с выпускниками во время про­гулки по Тоомпеа любовались памятниками старины, в академтеатре «Эстония» слушали оперу П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Вме­сте с курсантами третьего курса побывали на творческом вечере А.Розенбаума, участвовали в читательской конференции в Доме офицеров флота, беседовали с автором «Радуги в каньоне» писате­лем В.С.Рушкисом. Тогда же продолжили знакомство с золотым фон­дом классического наследия конца XIX века – балетом П.И.Чайковс­кого «Лебединое озеро».

Сейчас бы в Таллинне училось второе поколение курсантов. 21 апреля 2005 г. Таллиннскому высшему военному училищу исполни­лось 25 лет. Хочется надеяться, что те, кто находится в Козе, на территории училища, построенного десятью курсантскими пальца­ми, вспомнят с благодарностью о людях, которым в день 10-летия училища власти, жители города и гости желали долгого и почетного пути. Не можем не сказать и о мечте многих курсантов, обучавших­ся в училище «за границей»; о создании в России Военного институ­та культуры. Много талантливых людей, в том числе и офицеров за­паса, с высоким интеллектуально-культурным потенциалом готовы участвовать во внесении в «карту» российского образования нового учебного заведения.

Науменко В.Г.,

д.филол.н., профессор Российского государственного социального университета, г. Москва

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Материал принадлежит указанному автору, если Вы автор эта информация для Вас.